Как же так получилось, что те, кто активно боролся все украинские годы против русского языка, российских триколоров на улицах и площадях полуострова, кто, было и такое, высмеивал автономию, пусть худо-бедно, тем не менее таки защищавшую права крымчан от поголовной и жесткой украинизации, уже обзавелись мемуарами, среди которых расписывают, как они защищали «русский Крым»? Если бы только мемуарами, добавим мы к этому тезису сенатора Сергея Цекова, который он высказал в этот день на презентации первой книги, изданной Русской общиной Крыма, пишет издание «Крымское Эхо».
Книга так и называется: «Русская община Крыма Путь в Россию». Подзаголовок — «Воспоминания ветеранов Общины». А вспомнить есть что…
Когда под конец пресс-конференции Сергея Павловича спросили, есть ли в этой, вполне себе тонкой книге (всего-то 175 стр.!) нечто такое, чего крымчане не знают, нынешний член Совета Федерации РФ, а долгие последние годы — бессменный председатель Русской общины, сказал, что кто-то из ветеранов вспомнил, что при голосовании за независимость Украины только 4 человека проголосовали против, вместе с тем четвертый потом свой голос отозвал. Значит, лишь три человека смогли понять, что тогда затевалось.
Анатолий Жилин, Сергей Цеков, Александр Шевцов, Игорь Евтюшкин
«Когда готовилась Декларация о государственном суверенитете Украины, — говорит С.Цеков, — это был 1990 год, это был документ, который был для меня как снег на голову. Я был простым врачом, приехал в Киев и с порога столкнулся с украинским национализмом. Для меня это было совершенно неожиданным. А тут начали разрабатывать эту декларацию. Я, когда вчитался, понял, что это документ о разрушении Советского Союза. Это меня страшно возмутило. Я всё время говорил об этом с депутатами от Крыма, всё время, 24 человека нас было.
Они со мной соглашались: да, нельзя принимать, это невозможно. Пошли на голосование, оно поименное. «За» проголосовало 300 с чем-то, а четыре против. Как четыре — нас же 24 крымчан!? 24! Побежал за распечаткой посмотреть, кто ж ещё из крымчан против оказался. А это Причкин из Запорожья, Романов из Одессы и Цеков из Крыма. А все остальные наши проголосовали «за»!»
Объясняли потом, отводили глаза: ага, за моей спиной колхоз, проголосую не так, что с ним будет…
Это было. Как рассказывает Игорь Евтюшкин, историк, автор и составитель этого сборника, у него готово к публикации более шести тысяч документов, семь тысяч фотографий — это к распространяемому мифу «дочерей офицера», что идею референдума спустили «сверху». Обратите, говорит, внимание, на одной из 81 фотографии, которые смогли уместиться в книге, наша Лариса Чулкова (сейчас член Президиума Госсовета Крыма) стоит в далеком 2004 году с портретом Путина, нынешнего нашего президента…
Александр Шевцов, один из ветеранов Русской общины, депутат Госсовета, сказал, как задумывалась, как рождалась и организационно оформлялась Община. Кстати, произошло это в малом зале Дома профсоюзов, там, где сейчас проходят пресс-конференции МИА «Россия в этот день». Два участника того памятного учредительного собрания и рассказывали журналистам о тех днях — это Сергей Цеков, и он, Александр Шевцов.
И оба они напомнили, как рождалось само название организации: Цеков настаивал на слове «российская», вкладывая в это понятие более широкий смысл, а Владимир Терехов, первый председатель Общины, таки настоял на слове «русская». И, как показало время, оказался прав: русские, объясняет в этот день Сергей Цеков, всегда были народом-объединителем, и неспроста в рядах Общины собрались крымчане всех национальностей…
в этот день уже можно признаться, и это делает Александр Александрович явно с удовольствием: «Главной нашей задачей было идти во власть и через власть реализовывать проекты». Какие проекты? На одном из них остановился Анатолий Жилин, коллега Шевцова по Госсовету, также ветеран организации — о том, как защищали русский язык.
Для тех, кто забыл, вспомним: в середине 90-х, когда давление Киева стало невыносимым, Мария Поддубная (она тогда состояла в Общине), предложила гениальный ход, который, в целом, и спас крымских школьников от тотального перевода обучения на мову. Верховный Совет принял постановление, по которому язык обучения должны были определять родители собственноручным заявлением. А борьба за русский язык в вузах шла немного по другому сценарию — тем не менее ведь также удалось отстоять!
…И вот мы уже готовимся отмечать пятилетие воссоединения Крыма с Россией. Что, история Русской общины заканчивается или открывается новая страница? Сергей Цеков начинает перечислять новые задачи, над которыми работают общинники: это чистота русского языка, это патриотическое воспитание молодежи, защита канонической православной церкви, очищение истории русского государства от искажения и забвения…
Книга в продажу не поступит, разойдется по библиотекам, будет подарена активистам, её презентуют в столице России, Санкт-Петербурге и Ростове. Потом обещают тираж допечатать: 500 уже готовых экземпляров явно не хватит. Вторая-третья книги на подходе. Будем ждать…