В Центральном музее Тавриды открылась выставка, посвящённая истории путешествия императрицы по полуострову. Посетители увидят в том числе царское ложе, где отдыхала государыня, передаёт «Крымская газета».
Поездка и вокруг неё
Выставка «Таврический вояж» – далеко не новый проект – в Ханском дворце в 50-60-е годы прошлого века существовала екатерининская спальня, где демонстрировались предметы, которые связаны с посещением императрицей полуострова и её остановкой на ночлег в Бахчисарае. Позже экспозиция была разобрана, а с недавнего времени мемориальный зал восстановили. Но экспозиция в столице Крыма далеко не повторение воссозданной в Ханском дворце комнаты.
Генеральный директор Центрального музея Тавриды Андрей Мальгин рассказывает:
– Выставка получилась с гораздо более широким хронологическим охватом. Она открывается замечательным документом – ратификационной грамотой карасубазарского трактата 1772 года. Это документ уникальный, коллеги из Бахчисарая с известным историком-востоковедом Ильёй Зайцевым данный документ опознали как исторический артефакт, сделали его перевод. В этот день он в первый раз доступен для широкой публики.
Кроме этого, на выставке представлены некоторые аутентичные предметы из дворцового имущества, артефакты, дающие представление о быте Крымского ханства, вещи, выявленные на местах раскопок военных лагерей периода Русско-турецкой войны 1768-1774 годов, принёсшей Крыму независимость от турецкого господства.
«Крымская газета» выбрала наиболее интересные предметы на выставке.
Карасубазарский договор
данный необычный документ почти двухметровой длины, составленный на особой бумаге специальными чернилами, занимает в истории отдельное место, ведь данный мирный договор – первый, заключённый между Российской империей и Крымским ханством, которое обрело независимость от Османской империи. Волею судьбы он стал и последним договором, так как через десять лет вследствие внутриполитических факторов и внешней политики Крым стал частью России. Не непреднамеренно вместе с ратификационной грамотой выставлены перо и сабля – ранее эти атрибуты символизировали милость турецкого султана по отношению к новому крымскому хану, которому таким образом демонстрировали, что он может заниматься законом и защищать своё государство.
Майский камень
Одним из интереснейших экспонатов на выставке является замковый камень из городских ворот. Он был изготовлен специально к приезду Екатерины II. На камне сделали заготовку надписи, что императрица приехала в Бахчисарай в мае 1787 года. Потому, что точной даты приезда государыни не знали, то решили камень поместить в арку, а дописать потом. Екатерина въехала в город 20 мая, тем не менее дополнить надпись, по-видимому, забыли. Арка благополучно стояла до начала Великой Отечественной войны, а при отступлении немецких войск сооружение было взорвано неприятелем, тем не менее памятный камень о событиях полуторавековой давности сохранился невредимым.
Мундирное платье
Платью императрицы исполнилось без малого 250 лет, оно не поражает царственной роскошью, тем не менее рассказывает много о личности своего обладателя.
– Оно не совсем связано с Бахчисараем, она (императрица. – Ред.) не надевала его, не выезжала в нём, просто это предмет, имеющий мемориальное значение и относящийся к личности Екатерины II. У неё была коллекция из восьми платьев, и одно из них платье лейб-гвардии конного полка. Царица никогда не забывала о той роли, которую в её жизни сыграла армия. Известно, что на трон её возвели войска. Сама она возглавила своё восхождение в форме поручика Семёновского полка, – разъясняет главный хранитель фондов Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника Оксана Алпашкина.
Платье, датируемое второй половиной XVIII века, было направлено в Бахчисарай из Эрмитажа в 1957 году.
Многоликая царица
На выставке «Таврический вояж» представлено множество картин, в том числе портретов самой императрицы, русских полководцев, государственных деятелей, кроме того, исторические пейзажи Крыма. Зрители смогут увидеть жемчужину бахчисарайской коллекции кисти живописца Андреаса Каспара Гюне «Императрица Екатерина II принимает турецкое посольство в 1791 году». Это аллегорическое полотно, посвящённое победоносному завершению русско-турецких войн, результатом которых стало присоединение обширных территорий, между которых был Крым. Одной из задач, стоявших перед художником, было в иносказательной манере показать политическую дальновидность и просвещённость императрицы, по этой причине её окружают женские персонажи, символизирующие милосердие, миролюбие, благоразумие и славу. Всем аллегорическим фигурам он придал портретное сходство с Екатериной Великой.