История Севастополя тесно связана с подземельями. До сих пор скрытый от глаз обывателей, но при этом громадный мир катакомб, бомбоубежищ, казематов, командных пунктов и штолен будоражит сознание любителей тайн. РИА Новости Крым продолжает публикацию материалов, посвященных подземному «дублеру» города. В предыдущих статьях мы рассказывали об истории появления подземелий в окрестностях Севастополя в древние времена, о подземной борьбе в годы Крымской войны, о тоннелях и береговых батареях периода царской России и молодой Советской республики. Этот же материал посвящен подземной жизни города в промежуток времени его второй героической обороны, передаёт «РИА Крым».
Жизнь под землей
Севастополь стал первым советским городом, подвергшегося бомбардировкам германской авиации. Вражеские самолеты взлетели с румынских аэродромов в ночное время 22 июня 1941 года. Первый налет на Севастополь был совершен в 3 часа 15 минут. Немцы планировали запереть в бухтах корабли Черноморского флота, по этой причине в море на парашютах сбрасывали донные неконтактные мины. Несколько снарядов обрушились на сам город: в районе завода №54, у башенной батареи №13, на улице Подгорной от взрыва погибли 18 человек, ещё около 200 человек получили ранения.
С началом военных действий местные жители стали перебираться в подземные защитные сооружения. Вначале распорядок жизни в них складывался стихийно, но 2 декабря 1941 года бюро ГК ВКП(б) издало постановление «О работе в убежищах», а горисполком разработал и утвердил «Правила внутреннего распорядка в убежищах Севастополя».
«Проживающие в убежищах должны были подчиняться коменданту. Они были обязаны при себе иметь паспорт и удостоверение о месте работы, неработающие — справку из домоуправления. В убежищах запрещалось курить, готовить еду – для этого были отведены специальные места. За каждым убежищем закреплялся врач, а с 22.00 до 5.00 действовал режим тишины», — сообщил Крым местный историк, автор книги «Подземный Севастополь» Юрий Пикалов.
Городские учреждения и службы перебрались в незаконченную штольню трамвайного тоннеля в районе улицы Большая Морская. «Здесь планировалось пустить трамвайную линию под городским холмом, но создания проекта помешала война», — уточнил историк.
Вот как в книге «Подвиг Севастополя» описываются условия работы в этой штольне по словам первого секретаря горкома партии Бориса Борисова: «Комитет обороны, горком партии и горком комсомола занимали отсек метра в два шириной и в четыре длинной. Здесь умещались длинный стол, две скамейки, тумбочка с телефонным аппаратом и радиоприемник. А к стенкам в два яруса были прикреплены восемь узких коек. В этом отсеке мы работали, принимали посетителей, проводили немноголюдные совещания. Тут же ели и спали».
Во время боев на поверхности в штольне велись работы по её расширению. Здесь во время налетов вражеской авиации прятались многие севастопольцы.
«Условия проживания в штольнях и убежищах были, мягко говоря, не очень. На потолке и стенах сочилась вода, в сырости плесневели вещи, дышать было тяжело. А сверху, над головой, всё время разрывались бомбы и снаряды», — рассказывает Пикалов.
Тем не менее в тех суровых условиях в подземном Севастополе старались поддерживать нормальную жизнь. Так, в штольне трамвайного тоннеля работал подземный кинотеатр на 100 мест, а с декабря 1941 года в подземелья перебрались школы.
Пещерное производство
Не только службы и учреждения города спускались под землю. В скальных массивах скрывались и целые заводы. В октябре 1941 года в 60-метровые штольни Троицкой балки, которые были проложены примерно за десять лет до войны для минно-торпедного отдела Черноморского флота, начали переводить промышленные предприятия не только Севастополя, но и прочих регионов Крыма. Так здесь появился спецкомбинат №1, в котором работали и жили более 2 тыс. человек.
«Это был конгломерат из множества предприятий. Там разместился завод с литейным цехом, корпусный, малярный, медницкий, кузнечный цеха, котельная, аварийная электростанция, лаборатория. При этом на каждом предприятии сохранялась своя дирекция, цеха, отделы снабжения», — отметил историк.
В первый рабочий день спецкомбинат №1 произвел 200 ручных гранат, а с 5 декабря 1941 года он на постоянной основе отправлял войскам минометы, мины, гранаты, лопаты, ломы и полевые кухни. «Дефицит сырья вынуждал заводчан прибегать к хитрости. Для создания минометов использовались трубы, для корпусов гранат и мин – обломки рабочих ангаров, кровельное железо, консервные банки, металлолом. Взрыватели для мин производили из патронов», — отметил Пикалов.
Здесь не только производили оружие, но и ремонтировали бронетехнику, шили одежду и обувь.
После прорыва к берегам Северной бухты во второй половине июня 1942 года немцы прямой наводкой начали бить по входам в спецкомбинат №1. В подземном заводе появились перебои с электричеством и проблемы с водой, прекратила работать вентиляция. 23 июня руководство города приняло решение эвакуировать людей.
Для безопасного выхода жителей на поверхность начали прорубать проход в железнодорожный тоннель Троицкий. Штольни же готовили к подрыву. Подняться наверх успели 1,5 тыс человек, которых разместили в убежищах Корабельной стороны Севастополя.
«Но в результате налета немецкой авиации и действий немецкой пехоты в заваленном с двух сторон тоннеле остаются 800 работников спецкомбината №1, а также раненые защитники города. Здесь же находится бронепоезд «Железняков». Оборона тоннеля продолжается до 3 июля. В плен, по данным немецкой 24-й полевой дивизии, берут 307 человек», — сообщил историк.
Так завершилась военная история спецкомбината №1. До наших дней в его штольнях сохранились лишь торпеды Черноморского флота.
К слову, был в Севастополе ещё один подземный завод – спецкомбинат №2, который располагался в Инкерманских штольнях Каменоломного оврага. Данную местность жители города называют Шампаны. Здесь в промежуток времени обороны размещались госпиталь, школа, жилой город и хранилище боезапаса. Подробнее о нем РИА Новости Крым расскажет в следующей публикации.