После подписания между Рыбагентством Украины и Росрыболовством протокола о распределении квот на вылов рыбы в Азовском море украинские рыбаки так и не вышли в рейсы. В этом убедились корреспонденты РИА Новости Крым, отправившись на российском рыболовном судне в Азов. Крымские рыбаки поведали о том, почему украинских коллег в этом регионе днём с огнем не найдешь, пишет издание «РИА Крым».
Рыбаки ушли под Новый год
Ветер понемногу крепчает, и сейнер «Такиль» чуть заметно начинает качать. Он ранним утром вышел из керченского порта и взял курс на Азов. Рыболовных судов здесь немного – с обеда начнет действовать штормовое предупреждение, по этой причине надо успеть вернуться. Капитан «Такиля» Евгений Котов чуть меняет курс судна, из рации доносятся переговоры его коллег, уточняющих, в какую сторону идут косяки рыбы и каковы погодные условия. «Доброе утро, как погода?», — шипит радиоустановка. Украинской речи не слышно вовсе.
«Не выходят украинские рыбаки в Азовское море. Если до Нового года ещё хоть появлялись, в настоящее время и вовсе ни одного не найдешь», — рассказывает Евгений Котов.
Украинские моряки «пропали» с наступлением 2019 года, хотя до этого вполне успешно работали в связке с российскими коллегами.
«До нового года зачастую встречались, вместе колоннами добывали бычка, общались. Пограничные суда Российской Федерации производили проверки, никто никому не препятствовал. А вот после нового года украинские коллеги в море не выходят. Я звонил, узнавал куда делись, и оказалось, что им до сих пор не выдали разрешение на промысел. Никто ничего им не обещает. У людей серьезные проблемы, они не в состоянии кормить семью», — говорит капитан сейнера.
Тем временем экипаж корабля сбрасывает трал в море, он растягивается длинным «хвостом» за бортом «Такиля».
В рации раздается женский голос: «После обеда штормовое предупреждение. Просим учитывать погодную ситуацию». Евгений Котов смотрит на показания приборов: «М-да, разворачиваемся», и передаёт команду: «Собрать трал, уходим в порт».
Три месяца на причале
По пути обратно в гавань капитан сейнера рассказывает, как звонил коллеге на Украину, чтобы узнать, почему тот не рыбачит. Ответ его расстроил.
«Они уже три месяца не выходят в море, семьи кормить не за что. До меня доходила информация, что рыбаки писали коллективные письма, собирали протесты… тем не менее никаких положительных результатов. Все впустую, многие рыбаки все бросают, осваивают другие специальности. Бездействие со стороны украинских властей доводит людей до крайних мер. Всю жизнь человек ходил в море, а сейчас вынужден работать на берегу», — делится Евгений Котов.
Корабль набирает обороты, уже чётко видны грузовые портовые краны и стоящий у причала железнодорожный паром «Анненков».
«Некоторые украинские судовладельцы уже продают корабли. Ситуация очень печальная», — подчеркивает Евгений Котов.
Нужда заставляет украинских рыбаков идти на крайние меры: люди оставляют семьи и уезжают на заработки в другие страны. Возвращаются не все.
«Многие рыбаки пробуют уйти в международные компании. Тем не менее там также счастья мало. Знаю тех, кто уходил на судах в Африку, вернулись далеко не все: малярия, отравления, лихорадка. Знаю тех, кто уехал в Польшу работать водителем, поскольку уже не видел другого выхода из ситуации. А знаю тех, кто ещё надеется и ждет, из последних сил», — говорит капитан «Такиля».
15 тонн рыбы в сутки
Тем временем на практике параллельным курсом идёт ещё один сейнер. Он вышел на сутки раньше и из-за поломки возвращается в порт. Экипажу удалось за это время добыть неплохой улов – почти 15 тонн тюльки.
«Сейчас причалим и к ребятам заглянем, посмотрим, с чем они пришли», — говорит Евгений Котов.
Через полчаса, после того как «Такиль» надежно пришвартован у берега, капитан направляется к коллеге. Там идёт отгрузка улова. Сейчас как раз сезон тюльки: рыба ходит крупными косяками.
«Видите как: рыба есть, тем не менее вот временами погода подводит. Рыбы много: тюльки, хамсы, пиленгас воспроизводиться. Рыба хорошо продается, работать выгодно. 20, 30, 40 тонн привозим из рейса. С осени самое время для заработка, идёт путина», — говорит Евгений Котов, показывая ящики с рыбой.
Поблизости от корабля летают чайки, в надежде получить свою долю улова. У моряков не принято кормить этих птиц, потому что их считают откровенными вредителями.
«Крымский флот выходит, краснодарские ребята. Все рыбачат и все нормально, хороший улов. Украинцы не выходят, хотя, как видите, смысл есть», — отмечает капитан «Такиля», провожая взглядом ещё один сейнер, который возвращается в порт, чтобы спастись от шторма.
Кому и сколько?
Протокол украинско-российской комиссии по вопросам рыболовства в Азовском море, которым распределены квоты на вылов рыбы на 2019 год, был подписан ещё 11 февраля. Соглашение заключили бы раньше, если бы в октябре 2018 года процесс не сорвали украинские радикалы. Тогда депутат от «Блока Порошенко» и лидер запрещенного в России «Меджлиса крымско-татарского народа»* Рефат Чубаров устроил скандал прямо во время переговоров по подписанию протокола. Он требовал «немедленно прекратить это сборище с бандитами».
После этого украинские моряки писали протесты, грозили устроить забастовку — выгнать свои корабли в Азов и перекрыть движение в море. Власти Украины оставались глухи ко всем просьбам до февраля. Наконец, выход был найден, и документ подписали обе стороны.
Подписи под документом поставили начальник управления охраны водных биоресурсов, регулирования рыболовства и ихтиологии Государственного агентства рыбного хозяйства Украины Вадим Литвиненко и руководитель Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Игорь Рулев.
Протокол, к примеру, регулирует квоты рыбодобычи каждой страны. Так, Украина получила большую квоту на добычу бычка (9 тысяч тонн против 6 тысяч) и камбалы-калкана (17,6 тонн против 4,4). В свою очередь Россия в Азовском море сможет добыть 256 тонн сельди (Украина — 64), 440 тонн тарани (Украина – 110), 38 тонн леща (Украина – 2), восемь тонн судака (Украина – 2), 6,65 тонн рыбца (Украина – 0,35) и 50 килограммов чехони.
Тем не менее Киев рассказал о подписании протокола лишь в последний день зимы. Причина такой таинственности, видимо, останется неизвестной. То ли украинская сторона хотела свалить вину из-за провала отечественной путины в Азове на Россию, то ли за счёт забастовки моряков спровоцировать новый конфликт, то ли подождать до последнего и выдать подписание документа за новое достижение властей под президентскую кампанию. Вне зависимости от замысла пострадали простые украинские рыбаки.
*Организация, запрещенная в России