В первой декаде июня Белогорск всколыхнула новость, что дом композитора Александра Спендиарова идёт под снос, а на его месте построят стоматологическую клинику. Общественники, обратившись к местным властям, пробовали приостановить демонтаж здания, передаёт «Крымская газета».
На руинах
тем не менее так как жилой дом не являлся собственностью муниципального образования, а стал частным ещё в украинские времена, администрация оказалась бессильна. Аварийное здание было разрушено, а белогорцам пришлось извлечь из этого печального события жестокий урок.
– У нас есть список домов, интересных мест, которые надо включить в культурное наследие. Мы, работники музея, зная, что это представляет ценность, отправили (в администрацию города. – Ред.) ксерокопии с указанием всех адресов с аннотацией, что там находилось раньше. Дом Спендиарова также есть этом в списке, – сообщила директор Белогорского районного историко-культурного музея Марклена Келямова.
В общем в этом перечне около 50 объектов, которые краеведы включают в экскурсионные программы и рассказы для школьников и туристов.
50 оттенков сохранности
Администрация Белогорска сообщила «Крымской газете», что данную информацию получила и намерена не допустить в будущем потерю знаковых мест.
– Это не только бумажная работа, тут нужно заключение экспертов по самим зданиям, потому как есть сооружения из того перечня, уже признанные аварийными. Есть заключение, что проведение их ремонта нецелесообразно, нужно снос. Как с такими зданиями поступать, если потребуется реконструкция? Это требует огромных затрат, – обрисовал предстоящую задачу заместитель главы администрации Вячеслав Курбанов.
Местные власти сделают комиссию, которая займётся изучением указанных зданий и определением их дальнейшей судьбы. Некоторые из них находятся в частной собственности, а другие уже выработали свой срок жизни. Подчёркивается, что дом Спендиарова являлся саманной постройкой, его деревянные конструкции пришли в негодность, здание представляло опасность для пешеходов.
– К моменту планирования бюджета на следующий год у нас будет какое-то представление о том, что нам будет требуется сделать. Если не на реальные действия по реконструкции, то хотя бы на разработку проекттем не менее-сметной документации. В октябре-ноябре какие-то статьи расходов в бюджет будут включены. Наиболее вероятно, мы будем разрабатывать муниципальную программу, на её основании уже станем закладывать средства, – рассказал Вячеслав Курбанов.
Сейчас денег на подобные мероприятия нет.
Пока можно спасти
Председатель государственного комитета по охране культурного наследия РК Сергей Ефимов уверен, что история дома Спендиарова – случай показательный. На местном уровне в приоритете стоят другие задачи, по этой причине вопрос о сохранении наследия возникает спонтанно. А ведь именно местные власти должны проявлять инициативу.
– Он не был внесён (в реестр. – Ред.), никогда никому не был необходим, пока кто-то его не купил. И тут выяснилось, что он (Спендиаров. – Ред.) отдыхал здесь между четвертями, учась в симферопольской гимназии, – описывает частную ситуацию в качестве общей проблемы Сергей Ефимов, – А нам требуется для постановки на учёт, чтобы объект в нормальном состоянии был, а не в разрушенном. У нас нет денег, чтобы то, что стоит уже в реестре, привести в нормальный вид.
В целом процесс оформления охранного статуса здания достаточно серьёзный – историческая, архитектурная, культурная ценность должны находить подтверждение по многим критериям. Наделять охранным статусом абсолютно всё, чего касался известный человек, неблагоразумно.
Печальная судьба дома Спендиарова в Белогорске заставила муниципалитеты задуматься, как безвозвратно не потерять важную часть городской истории.
– К сожалению, увидеть, каким он был, вы можете увидеть только у нас в экспозиции, – в качестве эпилога говорит директор Марклена Келямова.