Последние новости

Реклама

В Симферополе прошёл вечер, посвящённый творчеству Николая Гоголя и Хосе Луиса Борхеса

Необычные соприкосновения русской классики и латиноамериканских ритмов, передаёт «Крымская газета».

Иная история

Со школьной скамьи мы привыкаем к тому, что история — это перечень важных дат, периоды правления отдельных династий и политических режимов, время войны и мира. Нередко за скобками этой сухой хронологии остаётся жизнь людей, их нравы, быт, состояния человеческой души — то, что придаёт смысл самому течению человеческой истории.

А если история — это бесконечный лабиринт, в котором встречается прошлое, настоящее и будущее, и параллельно этой реальности существует пугающие мистические миры, которые приводят к трагическим и комическим событиям нашей жизни? Из обычного учебника об этом всём, разумеется, не узнать, но в произведениях Николая Гоголя и Хосе Луиса Борхеса данные таинственные связи, собственно, и формируют историю, о которой мы не имеем представления.

На протяжении всей жизни наш классик стремился создать книгу подобную Библии, где бы отобразились вся русская вселенная с её столицами, провинцией, характерами и ответами на «проклятые вопросы». Отсюда и вневременность таких персонажей как Чичиковы, Хлестаковы, Плюшкины, Маниловы, Акакии Акакиевичи, ставших нарицательными героями. 

Такую же нескончаемую книгу создавал и аргентинский писатель: в его философской поэзии и прозе окружающий мир перетекал в своё зеркальное отображение, сливаясь в нём воедино. Современные учёные всё чаще говорят, что современная культура с её гиперссылками, клиповым мышлением, всё больше напоминает предсказания Борхеса.

В зеркальном отражении

Насколько сложное, многоуровневое творчество двух писателей, настолько необычен литературно-музыкальный вечер «Два века фантастического реализма», приуроченный к  210-летию Николая Гоголя и 120-летию Хорхе Луиса Борхеса. Он подготовлен на средства гранта Фонда президентских грантов при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Бюро пропаганды художественной литературы Союза писателей России.

В его основе представление о гении места — выдающемся человеке, который впитал в себя все интеллектуальные и духовные явления отдельного города или страны. По этой причине репрезентация, как появился уникальный феномен таких знаковых фигур в мировой литературе, зрители получали из разнообразных источников.

Это и художественная декламация отрывков из писем и произведений писателей, которые подарили слушателям народный артист России профессор ГИТИС Валентин Клементьев и заслуженная артистка России Татьяна Шалковская. Это и замечательные  музыкальные номера, которое исполнили пианистка, заслуженная  артистка России, профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Полина Федотова и скрипачка, лауреат международных конкурсов София Федотова. Особенно поразили зрителей выступления солисток Московского театра «Новая Опера» им. Е.В. Колобова, заслуженных артисток Республики  Башкортостана Елены и Ольги Терентьевых, которые очаровали публику своими нежными голосами. Зал очень тепло встречал известные арии, романсы, восторженно рукоплескал известной испанской любовной песне «Siboney» и пронзительной композиции «Don't cry me Argentina» из мюзикла «Эвита».

Кроме того на экране демонстрировались отрывки из кинолент «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Ревизор», «Мёртвые души», фрагменты документальных фильмов, а также визуальный ряд дополняли редкие художественные иллюстрации. Из такого множества творческих фрагментов формируется целостная история, где проводятся параллели между двумя эпохами, странами, человеческими жизнями.

В ходе литературно-музыкального вечера звучит рассказ Борхеса «Роза Парацельса», в небольших объёмах которого уместились многие мысли и вопросы, не дающие покоя и ответов нашим современникам. Во многом загадочное построение программы «Два века фантастического реализма» напоминает сюжет этого произведения: позволяет поразмышлять о том, о чём никогда не задумывался, приоткрыть то, куда не заглядывал, а если хватает культуры и терпения, то и обрести тот самый цветок из пепла, о котором идёт речь в рассказе. 

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля