В следующем году на набережной Феодосии установят памятник знаменитому военачальнику Петру Котляревскому, пишет издание «Крымская газета».
На торжественной церемонии закладки камня министр культуры РФ, Председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский с сожалением подчеркнул, что «история — это тесное место», по этой причине зачастую приходится возвращать забытые имена достойных людей.
- Так получилось, что величайший воинский талант и вообще человек, который показал каким должен быть офицер, оказался забытым в истории. Война 1812 года с французами, с Наполеоном, не оставила места Петру Котляревскому. Все помнят Кутузова, Багратиона, Барклай-де-Толли, так как это написано в учебниках истории. А то, что в это же время фантастические победы одерживал Пётр Котляревский целиком стёрлось из истории, заявил он.
По его мнению, появление памятника талантливому военачальнику, послужит достойным примером для молодых военных — курсантов, новобранцев, моряков, а также устранит историческую несправедливость в отношении героя русско-турецких и русско-персидских войн, о котором в современных «учебниках по истории нет ни строчки».
- Мы выпустили недавно силами Военно-исторического общества дополнения к школьному учебнику, которое называется «Военная история России». Это дополнительное образование для тех, кто интересуется чуть глубже, чем даёт историю школьная программа. Там Пётр Котляревский уже есть, он уже обрёл своё достойное место. Мы заказали хороший документальный фильм «Забытые победы», целая серия посвящена также Петру Котляревскому, рассказал Владимир Мединский.
Тактика победы
Пётр Степанович Котляревский и вправду феноменальный военачальник, который начал свою карьеру рядовым, а завершил к 30 годам генералом от инфантерии. Он отличался непревзойдённым бесстрашием и хладнокровием, так как применял атаки на десятикратно превосходящие силы противника. Также, он ввёл в практику ночные штурмы укреплений врага, которые обходились меньшим числом жертв между русских солдат. Эта внезапность наводила панический ужас на турецких и персидских солдат. Следование суворовской формуле «бить — не считать», закрепила за ним прозвище «Кавказский Суворов». Он не потерпел ни единого поражения.
Переломный момент
В своём последнем бою за неприступную крепость Ленкорань в Азербайджане Пётр Котляревский сам возглавил штурм. К тому времени все офицеры были сражены, а сам командующий был ранен в ногу. Русские солдаты были воодушевлены примером военачальника и взяли укрепление приступом по двум приставным лестницам, хотя персы превосходили осаждавших числом. Во время атаки Пётр Котляревский получил два смертельных ранения в голову: одна из пуль выбила ему глаз, а другая прошла через скулы. Генерала разыскали под грудой тел, полагая что он мёртвый. Тем не менее внезапно он открыл уцелевший глаз и его быстро доставили к полковому лекарю, который проявил всё своё искусство, чтобы спасти храброго генерала. За свой подвиг Пётр Котляревский получил орден Святого Георгия второй степени — это был единственный случай, когда такую высокую награду получил офицер, которому было на тот момент всего 30 лет.
Для персидского шаха потеря Ленкорани ознаменовала поражение в войне, очень скоро он заключил мирный договор, по которому в российскую империю входили земли Восточной Грузии и северная часть Азербайджана.
Примечательно, что во время торжеств в Санкт-Петербурге в Казанском соборе были выставлены все захваченные русской армией штандарты неприятеля. Вместе со 107 знамёнами наполеоновских войск были поставлены и два штандарта персов, захваченных при взятии Ленкорани.
Феодосия
В строй генерал не вернулся слишком тяжелы были полученные раны. В Крым он переехал в конце 1820-х годов из-за болей — тёплый климат облегчал страдания. Генерал Пётр Котляревский стал легендарной личностью не только в Феодосии, тем не менее и по всей стране. Он пользовался почётом и уважением. Им восхищались Айвазовский, Пушкин, граф Воронцов, и даже Николай I. Когда последний взошёл на престол, то сразу же предложил генералу возглавить всю русскую армию на Кавказе, тем не менее Пётр Котляревский отказал императору. В Феодосии он жил в усадьбе «Добрый приют», встречался с боевыми друзьями. В 1851 году ветеран умер и в знак уважения к столь бесстрашному человеку на рейде, приспустив флаги, выстроились корабли Черноморского флота, и салютовали усопшему.
Традиция
Генерал был навечно внесён в списки Грузинского гренадёрского полка. В нём был введён такой торжественный ритуал. На ежевечерней перекличке выкликали его имя, а правофланговый рядовой отвечал: «Умер геройской смертью в 1851 году геройской смертью от сорока ран, полученных им в сражениях за Царя и Отечество!». Эта традиция прервалась в 1918 году, года полк расформировали.