Последние новости

Реклама

«Бальзаковский возраст» – это сколько?

Осень – пора дат, связанных с возрастом. В первых числах сентября отмечается День бальзаковского возраста, а в первой декаде октября  – Международный день пожилых людей. Однако если со вторым всё более или менее понятно, то сколько лет человеку бальзаковского возраста ? За разъяснениями мы обратились к экспертам, сообщает издание «Крымская газета».

Годы ни при чём

вспомним, выражение «бальзаковский возраст» стало популярным после выхода романа «Тридцатилетняя женщина» французского писателя Оноре де Бальзака. Героиня произведения Жюли д’Эглемон независима, самостоятельна и свободна в проявлении своих чувств. Кстати, в первые годы после публикации книги афоризм употреблялся иронически по отношению к женщинам, которые стремились походить на героиню бальзаковского романа. Однако позже значение этого термина изменилось – касалось возрастных характеристик дам. Сегодня его часто применяют и по отношению к мужчинам.

– Изучая классическую зарубежную и русскую литературу, можно определить, что, фактически, бальзаковский, тургеневский, неважно какой, возраст, это не какая-то арифметическая величина, а подразумевается под этим величина аксиологическая, – говорит доцент кафедры русской и зарубежной литературы Сергей Минчик. – То есть идёт речь о ценностях, которые формируют личность человека на протяжении всей его жизни. И за жизнью главной героини романа «Тридцатилетняя женщина» Бальзак, а вместе с ним и читатели наблюдают с шестнадцатилетнего возраста. В 16 она выходит замуж за человека, в которого влюбляется, а потом разочаровывается. И таких мужчин в её жизни было несколько. То есть женщина бальзаковского возраста – это женщина, которая проходит через трансформацию собственных идеалов и разочарований в них в течение всей жизни, так как умирает героиня Бальзака несчастной.

– То есть женщина бальзаковского возраста – это несчастная женщина?

– Это женщина, которую воспитывал отец, о матери которой мы ничего не знаем. Может по этой причине нам непонятны некоторые поступки этой дамы. Однако мы прекрасно понимаем: если её с детства не научили любить, не передали ощущения того, что такое любовь, а любовь – это не просто какая-то симпатия, как Жюли кажется. Любовь – это жертва, поступки, которые она не умеет совершать. И возраст здесь ни при чём.

– Маме Джульетты на момент описываемых Шекспиром событий было 28 лет, а Ромео и самой Джульетте – 14. Старухе-процентщице из «Преступления и наказания» Достоевского было всего 32 года. Анне Карениной на момент гибели – 28 лет, а её мужу Каренину, которого в начале романа описывают как старика, было всего 48. Сейчас это молодой мужчина, также можно сказать, «бальзаковского возраста»?

– Последняя глава романа Бальзака «Тридцатилетняя женщина» называется «Старость преступной матери». Потому что дочь Жюли также связала свою жизнь не с теми людьми. А самой героине Бальзака на данный момент было 50 – старость по тем временам. Многим героиням русской классики также 16-18 лет, в принципе, это возраст женщины, готовой к браку. Софье Фамусовой ( «Горе от ума») 17 лет, Татьяне Лариной («Евгений Онегин») – 16 лет…

– А сейчас в 50 лет жизнь у многих только начинается…

– Жизнь может начинаться и в 60, и в 70. По большому счёту, «бальзаковский возраст» – это возраст человека, который находится в поиске. И Жюли д’Эглемон – это женщина, которая всю жизнь искала любовь и в результате так и не нашла её. Почему? Потому что покупалась на советы косметологов, думала, что красоту можно купить, что надо пробовать её сберечь, остановить молодость. По себе могу сказать: я некрасивых женщин не видел, честно.

Кризис среднего возраста

– Рамки так называемого«бальзаковского возраста и вправду сместились примерно на 10 лет, – говорит старший преподаватель кафедры социальной психологии Вера Густодымова. – Если во времена Оноре де Бальзака под ним подразумевали возраст 30 лет, то сегодня даже с психологической точки зрения это уже промежуток времени от 40, а порой и 45 лет. Это средний возраст, когда женщины начинают испытывать определённый кризис. У кого-то это происходит раньше, у кого-то позже, временные рамки достаточно условные и продолжительные.

– Что делать, чтобы не стать жертвой этого кризиса и вообще собственного возраста?

– следует понимать, что любой кризис – это неплохо, это норма. Каждый человек в своей жизни проходит через определённый ряд кризисов. «Бальзаковский возраст» – это именно кризис среднего возраста. Да, люди достаточно тяжело его переживают, так как происходит переоценка ценностей. Для женщин это замужество, дети, как того требует общество. Если не сложилось, они, обычно, очень тяжело это переживают. Ведь, оглядываясь на 18-20-летних молодых девушек, которые, безусловно, отличаются лёгкостью и беззаботностью,  женщина бальзаковского возраста понимает – уходит молодость, красота, а на замену им ничего не приходит.

– Как данную пустоту можно заполнить?

– Надо понять, осознать, что в каждом возрасте есть свои преимущества, и показать их миру. В «бальзаковском возрасте» у женщины открываются новые ресурсы – настоящая женственность, сексуальность, внутренняя глубина, понимание каких-то своих достоинств, сильных сторон. Да, современная медицина, косметология помогают женщине долго сохранять красоту и привлекательность. Однако, кроме красивого тела, должны быть красивы дух, эмоции, чтобы, как говорят, глаза блестели.

– Женщина прекрасна в любом возрасте. Это аксиома или исключение из правил?

– Это аксиома. Правда, есть две категории женщин. Первая –  женщины-оптимисты, которые как раз таки стремятся применять преимущества любого возраста, в котором они находятся. И тогда, и вправду, они прекрасны всегда. И вторая – это женщины, которые и в 30 лет имеют возможность постареть, считая, что ничего в жизни не добились и не добьются, что мужчины всё равно выбирают 18-20-летних. Уже в этом возрасте они впадают в уныние, их охватывает отчаяние, порой это доходит до депрессии. Тогда уже ни о какой любви, ни к себе, ни к другому человеку говорить не приходится.

– Любовь к себе – это плохо или хорошо?

– Любить женщину должен другой человек, у него всё равно это удастся лучше, чем у  неё самой. И женщина должна любить кого-то или что-то, а не себя, – считает Сергей Минчик.

 – Любовь к себе – это хорошо, – убеждена Вера Густодымова. – однако, опять же, главное не переступить грань, не угождать своим порокам, наоборот, стремиться делать себя лучше, стараться развивать свои достоинства.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля