В два с половиной раза выросло количество личных автомобилей в Крыму за пять лет. В Севастополе — в три с половиной. Каждый житель полуострова в среднем каждый день продолжает получать дозу до полукилограмма автомобильных выхлопов. А симферопольцы — двойную порцию: в крымской столице автомобилей стало в четыре раза больше. И это без учета машин курортников и транзитного грузового транспорта. Было шесть, стало четыреста. В украинском Крыму на каждого крымчанина приходилось 66,3 кг выбросов от автотранспорта в год. Пять последних лет такие данные не собираются и не отражаются. Тем не менее если просто учесть возросшее число машин, то сейчас каждый из нас вдыхает в среднем не менее 166 кг в год.
“Думаю, жители крупных городов стали отмечать, как трудно дышать вблизи оживленных дорог, — говорит доцент кафедры общей и физической химии факультета биологии и химии Таврической академии крымского федерального университета Алексей Гусев. — Если мы говорим о старых автомобилях, не соответствующих современным экологическим принципам, то наибольшую опасность в составе выхлопов представляют продукты неполного сгорания топлива. Они содержат такие соединения, как пирены, кроме того, сажу, а также другие компоненты. Твердые составляющие настолько мелкие, что имеют возможность долго находиться в воздухе в виде тумана, смога. Вещества, входящие в состав автомобильных выхлопов, провоцируют у людей аллергии, а бензапирен – развитие рака”.
“80% загрязнения воздуха в Симферополе дает как раз автотранспорт, — констатирует завкафедрой геоэкологии географического факультета КФУ Татьяна Бобра. — С 2014 года, по данным ГИБДД, количество автомобилей, зарегистрированных в Симферополе, увеличилось в четыре раза: на каждую тысячу жителей крымской столицы приходится 400 автомобилей. Это превышает показатель для Москвы! А транспортная инфраструктура города планировалась в 1960-х, когда на тысячу жителей приходилось шесть автомобилей”.
Город, объяснила Татьяна Бобра, находится в котловине, циркуляция воздуха замедлена. Режим проветривания ухудшает также непродуманная застройка, когда многоэтажки становятся на пути естественных коридоров проветривания. Главный коридор, служащий для проветривания города, — долина реки Салгир. В советские времена там разрешалось строить здания не выше 3-5 этажей с расположением вдоль тока движения горно-долинных ветров. Теперь, получается, что “воздушный коридор” полноценно свою роль не выполняет, эффект проветривания и самоочищения снижается. Для Симферополя осенью и зимой характерно много дней с туманами. Наличие же в воздухе частичек сажи и прочих загрязняющих веществ от выхлопов превращает туманы в опасные смоги. Проблемы у кольцевых развязок Среднестатистическая картина загрязнения атмосферного воздуха в крымской столице на практике ни о чем не говорит. Точек государственного мониторинга воздуха мало, а их размещение не учитывает особенности рельефа города, циркуляции воздуха, организацию и загруженность муниципальных дорог.