Члены фракции КПРФ в Государственной думе во главе с руководителем фракции Геннадием Зюгановым внесли на рассмотрение палаты проект обращения к президенту РФ о возобновлении применения в России смертной казни в качестве исключительной меры наказания. Публикуем текст документа.
Вносится депутатами
Государственной Думы
Г.А. Зюгановым, Н.В. Коломейцевым,
И.И. Мельниковым, Ю.П. Синельщиковым,
Н.М. Харитоновым
Обращение Государственной Думы к Президенту Российской Федерации В.В. Путину о безосновательном приостановлении действия части 2 статьи 20 Конституции Российской Федерации, устанавливающей возможность применения в Российской Федерации в качестве исключительной меры наказания смертной казни.
Уважаемый Владимир Владимирович!
В соответствии со статьей 20 Конституции Российской Федерации смертная казнь впредь до её отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает смертную казнь как один из видов наказания за следующие преступления: убийство с отягчающими обстоятельствами, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, геноцид. Но суды Российской Федерации на протяжении последних двадцати лет эту меру наказания не назначают в связи с якобы существующим мораторием на её применение. Между тем каких-либо правовых препятствий для применения этой меры наказания сейчас в России нет.
Так, Всеобщая декларация прав человека 1948 года, в разработке которой активно участвовал СССР, запрет на применение смертной казни не вводит. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, являющийся юридически обязательным документом для России, не предусматривает отмену смертной казни. Статья 6 указанного Пакта гарантирует право на жизнь, но признает смертную казнь в качестве допустимого исключения в осуществлении этого права. Европейская конвенция о защите прав человека и главных свобод 1950 года, которая является для России юридически обязательным документом, также не предусматривает отмену смертной казни. Статья 2 указанной Конвенции, где закрепляется право на жизнь, гласит: «Никто не может быть умышленно лишен жизни иначе как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание». В 1983 году Россия подписала Протокол №6 к Европейской конвенции о защите прав человека и главных свобод относительно отмены смертной казни, но не ратифицировала его. Основная аргументация российских законодателей при отказе ратифицировать указанный Протокол №6 изложена в постановлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 15 февраля 2002 года № 2483-III ГД: «Разгул преступности, безнаказанность и вседозволенность криминальных элементов, неэффективность деятельности судебной и правоохранительной систем лишают граждан Российской Федерации уверенности в том, что государство может их защитить…
У законопослушных граждан появляются страх и безысходность, так как бандиты, с легкостью отнимающие жизни у наших сограждан, убивающие ни в чем не повинных детей, имеют возможность уйти от наказания, соответствующего тяжести их злодеяний, и через короткое время оказываются на свободе, продолжая угрожать жизни людей»
.
Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин 16 мая 1996 года издал Указ №724 «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы». Принято считать, что этот нормативный акт ввёл запрет на смертную казнь. Но в данном Указе палатам Федерального Собрания Российской Федерации лишь рекомендуется «обсудить… вопрос о сокращении составов преступлений, за совершение которых может быть назначена смертная казнь». Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года №3-П установлен запрет на назначение наказания в виде смертной казни до появления на всей территории Российской Федерации судов с участием присяжных заседателей. С 1 января 2010 года суд присяжных начал функционировать в Чеченской Республике, последнем субъекте Российской Федерации, где такие суды не были введены. В этот день истек срок введенного моратория, но 19 ноября 2009 года Конституционный Суд Российской Федерации вынес Определение №1344-О-Р, в котором было отмечено, что в течение десяти лет в Российской Федерации действует комплексный запрет на смертную казнь и за это время сформировались устойчивые гарантии права не быть подвергнутым смертной казни и сложился легитимный конституционно-правовой режим, в рамках которого – с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Россией, – происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни как исключительной меры наказания, носящей временный характер и допускаемой лишь в течение некоторого переходного периода. Но какого-либо запрета на применение исключительной меры наказания данный документ не содержит. При этом Конституционный Суд Российской Федерации ни одним из своих решений не признал неконституционными статьи Общей и Особенной частей Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающие возможность применения наказания в виде смертной казни.
Парламентарии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации полагают, что в условиях роста рецидивной преступности и усиления террористических угроз должны быть устранены препятствия для вынесения и исполнения приговоров, назначающих наказание в виде смертной казни.
Государственная Дума просит Вас, уважаемый Владимир Владимирович, принять меры по возобновлению практики назначения и применения наказания в виде смертной казни в России в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.
При подготовке статьи были использованы материалы: Красная Линия