«Во исполнение абзаца третьего подпункта «л» пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам встречи с представителями общественности по вопросам развития Дальнего Востока 6 сентября 2019 года (№ Пр-2196 от 25.10.2019) МВД России разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления ответственности за склонение к потреблению, пропаганду незаконных потребления, оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, культивирования или оборота растений или их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (далее – законопроект).
Законопроект выставлен на общественное обсуждение.
В 2018 году выявлено 18805 преступлений по статье 228.1 УК РФ, совершенных с использованием указанных технологий, а за 10 месяцев 2019 года уже 20711 преступлений, что на 33.8 % превышает показатели за аналогичный период предыдущего года.
За десять месяцев 2019 года МВД России рассмотрено 34,9 тысяч обращений, по которым принято более 19 тысяч экспертных решений об ограничении доступа к интернет-ресурсам, распространяющим запрещенную информацию о наркотиках (за 2018 год рассмотрено свыше 35 тысяч обращений, по которым принято более 26,5 тысяч экспертных решений, за 2017 год рассмотрено свыше 47 тысяч электронных обращений, по которым принято более 20,5 тысяч экспертных решений о блокировке противоправного контента).
Помимо указанной блокировки ответственность за пропаганду наркотиков и наркосодержащих растений предусмотрена статьей 6.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В период с января по июнь 2019 года правоохранительными органами пресечено 115 административных правонарушений по статье 6.13 КоАП РФ, составлено 82 протокола (за 2018 год пресечено 348, составлено 235 протокола; 2017 год - 191 и 151 соответственно).
Сопоставления данных по количеству размещенной противоправной информации в сети «Интернет» с количеством дел об административных правонарушений в этой сфере свидетельствует о недостаточной эффективности применения указанного вида ответственности, поскольку для выяснения всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирования, поиска виновных лиц, юридической квалификации и надлежащего процессуального оформления требуется проведение сложных компьютерно-технических, лингвистических и иных экспертиз, как правило, длительных по времени, что выходит за рамки сроков проведения административного расследования.
В связи с изложенным законопроектом предлагается установить уголовную ответственность за пропаганду незаконных потребления, оборота наркотиков, культивирования или оборота наркосодержащих растений.
Предлагается установить уголовный запрет (ст. 230.3 УК РФ) на распространение информации о представляющих общественную опасность незаконных способах и методах потребления, незаконного оборота или культивирования наркотиков и наркосодержащих растений соответственно.
Под действие указанной статьи УК РФ не будут подпадать случаи распространения информации об обороте и (или) потреблении предназначенных для использования в медицинских целях наркотиков, наркосодержащих растений, в целях осуществления профессиональной деятельности медицинских и фармацевтических работников, а также представления такой информации для нуждающихся по медицинским показаниям наркотиках граждан.
При этом иные виды противоправных действий в части незаконной пропаганды наркотиков, совершенные с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, предлагается выделить в качестве самостоятельных административных деликтов отдельной частью в статье 6.13 КоАП РФ, предусмотрев повышенную административную ответственность, в том числе и для юридических лиц.
Указанные корреспондирующие изменения предлагается внести в КоАП РФ соответствующим законопроектом.
Кроме того, часть вторую статьи 230 УК РФ предлагается дополнить таким квалифицирующим признаком, как склонение к потреблению наркотиков с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»), установив повышенную уголовную ответственность.
Одновременно законопроектом предусматривается внесение изменений в статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части определения подсудности и подследственности преступления, предусмотренного проектной статьей 230.3 УК РФ.
Реализация предлагаемого законопроекта не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета, а также не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации», - сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк.