В ночь с 13 на 14 января в России и ряде стран постсоветского пространства отмечается традиционный Старый Новый год. Все, кто не успел загадать желание в новогоднюю ночь с 31 декабря на 1 января, могут сделать это сегодня. Считается также, что этот день благоприятен для гаданий и предсказаний. Об истории, традициях и приметах Старого Нового года в эфире радио “Спутник в Крыму” рассказал доцент кафедры культурологии философского факультета КФУ Андрей Синичкин.
По словам Синичкина, история праздника уходит в языческие времена, к культурному наследию предков, когда большое значение отводилось символизму. С помощью предметов и обрядов люди проявляли поклонение и почитание божеству, а также выражали пожелание родственникам и соседям. “13 января как Старый Новый год – это не только символ, но и часть идентификации нашей культуры. Праздник ведет начало с языческих времен – с Васильева вечера или славянского Нового года. Эту традицию приняло и Православие”, – говорит Синичкин. В 65 году до нашей римский император Гай Юлий Цезарь ввел Юлианский календарь летоисчисления, который просуществовал вплоть ХVI века. На смену ему пришел Григорианский отсчет времени. В России переход от Юлианского к Григорианскому календарю инициировал Владимир Ленин: страна приняла новый стиль летоисчисления 14 февраля 1918 года.
Однако Православная церковь продолжает справлять свои праздники по старому стилю Иерусалимской пасхалии, которая придерживается юлианского календаря. Синичкин отмечает, что разница между календарями каждые 300-400 лет набирает трое суток. В ХХ веке эта разница составила 13 суток – в результате чего и появился этот уникальный праздник – Старый новый год. “Языческий, мистический и христианский дух праздника привел к тому, что это событие отмечают определенным образом. Предки считали, что Новый год как праздник относится к магии первого дня: с первого числа начинается что-то новое. Люди кроме празднования пытались погадать и определить свой следующий год”, – поясняет культуролог. По некоторым версиям, к концу года активизировалась всяческая нечисть, которая и давала подсказки на будущее. Особенно массово были распространены гадания среди незамужних девушек. Так, например, в “предновогоднюю” ночь девушки пекли блины, потом запускали на кухню кошку: чей блин она выберет – той девушке и суждено выйти замуж в новом году. Также незамужние гадали на поленнице дров: не глядя брали их в охапку, а потом считали – если получалось парное количество – выйдет замуж, непарное – нет.
Известны и другие гадания на суженного: бросать сапог – куда носок покажет, там и живет жених, или выглядывать его в окно. Закрывали колодцы, топили воск, жгли бумагу над свечей – искали подсказки на будущее. Все это делалось в ночь, когда гуляла всякая нечисть. А традиционные “колядки”, по словам Синичкина, появились как способ социализации молодежи к старшим. В рамках аграрной культуры поздравлять родственников и соседей было гораздо проще: все жили компактно. Согласно обычаю, на утро 14 января ряженая и раскрашенная молодежь бегала по избам и домам и “посевала” хозяев зерном или крупой. Считалось: “в избу – ядро, в семью – добро”. После хозяева собирали зерна руками. Важно было собрать каждое по отдельности: чем больше зерен в кулаке – тем щедрее будет год. А по количеству прибежавших колядовщиков оценивали авторитет хозяев. “Из вечеров делали представления. В этом была социализация – радость человеческого общения. Обрядовая деятельность выглядит несколько архаично, хотя весело и замечательно”, – отмечает Синичкин.