Кристально чистая вода, которую дарит пещера Кизил-Коба, и в наш рациональный век считается олицетворением целительных сил природы. Сторонники здорового образа жизни постоянно собираются здесь, чтобы окунуться в энергетический поток крымского Беловодья. Всё больше крымчан приходит к реке Кизилкобинке на праздник Крещения Господня: батюшка совершает чин освящения, и все желающие трижды окунаются в ледяную, но целительную воду, сообщает издание «Крымская газета».
Субстанция жизни
Древностью веет от мрачного зева Кизил-Кобы. Пять тысяч лет тому назад здесь находилось святилище: люди, жившие в долине будущего Салгира, поднимались в эту пещеру, чтобы принести жертвы духам и вымолить у них благоволение к стадам и полям. Реконструкция пещерного храма бронзового века, выполненная с большой достоверностью (увенчанный черепом жертвенного животного сталактит, древние сосуды у его подножия, массивные каменные жернова), – первое, что видят нынешние посетители Красной пещеры.
На участке, оборудованном для посещения, нас встречают очень выразительные природные скульптуры. Естественно, главный здесь – «хозяин пещеры». Но не следует пугаться его сурового взгляда. Он просто обязан предупредить гостей, что они находятся в уникальном храме природы и должны вести себя подобающим образом.
На протяжении всего маршрута постоянно возвращаешься к мысли, что древние были правы: пещера действительно живой организм. И насыщен он не только яркими эмоциями, неожиданными мыслями. На каждом шагу встречаешься с реальной субстанцией, без которой жизнь невозможна. Это вода. Она появляется то в виде отдельных капелек, то в образе тонких струй. А под занавес выходишь на берег подземной реки. Для любителей острых ощущений профессионалы-спелеологи разработали экстрим-маршрут по необорудованной части Кизил-Кобы.
Отправляемся в Зазеркалье
Процесс подготовки начинается с переоблачения участников. Просто переодеванием это назвать никак нельзя, поскольку со стороны действо напоминает некий обряд, символизирующий готовность перехода из одного состояния в другое... Говоря проще, поскольку в пещере довольно холодно и очень мокро, участники микроэкспедиции в Зазеркалье должны быть правильно одеты. Помимо тёплых нательных вещей, на каждого надевают гидрокостюм. Он сделан из тонкой плотной резины, и самостоятельно влезть в него не получится. Два человека сначала растягивают твои штаны, потом втискивают тебя в такую же куртку и напоследок стягивают специальным поясом. Чтобы не порвать его об острые натёки, сверху надеваешь комбинезон, на ноги – резиновые сапоги или туристские ботинки, на голову – каску, на пояс – шахтёрский фонарь.
На берегу подземной реки, там, где заканчивается оборудованный маршрут, мы, перешагнув через ограждение, с замиранием сердца лезем в воду, вызывая у обыкновенных экскурсантов удивление и благоговение.
Самая сложная задача – пройти сифон. Это туннель, заполненный водой. С виду всё кажется очень простым – плыть метра два… Включаю фонарь, набираю полную грудь воздуха и ныряю в воду, под миллионнотонные своды Кизил-Кобы. И через несколько мгновений выныриваю в Зазеркалье.
А дальше… То по грудь в воде, то по колено, то вверх по скале, то по узенькой кромке обрыва карабкаемся, разглядывая окаменевшие миражи, созданные безудержной фантазией природы. Луч света вырывает из вечной тьмы восхитительные натёчные занавески, каменные водопады, каскады микроозёр, россыпи пещерного жемчуга. Только в пещере оно… звучит!
Пребывание в засифонной части можно сравнить с состоянием изменённого сознания. Организм не ощущает ни холода, ни страха перед неизведанным. И главное – меняется ощущение времени и пространства. Ты не ползёшь или прыгаешь. Ты просто паришь, как во сне, любуясь замысловатой игрой природы…
Вода трёх правителей
Всему прекрасному приходит конец, и по руслу подземной реки ты возвращаешься в прежний мир. И тут Кизил-Коба одаривает тебя новым чудом. Река, покинув недра пещеры, появляется на поверхности земли в виде мощного водопада: его общая высота составляет около 50 метров. Его название Су-Учхан переводится с крымскотатарского как «вода трёх правителей». Водопад состоит из трёх каскадов. Есть предположение, что племена, жившие в окрестностях пещеры пять тысяч лет назад, считали, что владыками этой священной воды являются три божества. Первое обитает в скале, которая рождает воду в своём чреве. Второй дух растворён в воздухе, по которому вода летит вниз. А третья сущность – это земля, для которой вода является источником плодородия.
Кирилл БЕЛОЗЁРОВ.