После анализа работы 17 министерств, 4 федеральных служб и 3 агентств Счетная палата выяснила, что в правительстве отсутствует плановая работа, контроль исполнительской дисциплины и достижения результатов.
Счетная палата (СП) провела стратегический аудит работы правительства в 2017–2019 годах. Контрольный орган прямо признает: система стратегического планирования в РФ практически отсутствует, цели органов власти не увязываются между собой и с требованиями президента и правительства и не стыкуются с проектной деятельностью Белого дома, определяются формально, а их достижение не контролируется. В описании СП организация работы исполнительной власти в последние годы ничем не напоминает вертикаль — скорее, добровольное сотрудничество ее носителей ради вольно толкуемой общей цели.
Проанализировав работу 17 министерств, 4 федеральных служб и 3 агентств, в ведомстве пришли к выводу, что проблемы есть на всех уровнях системы управления. «Из 525 показателей нацпроектов и федеральных проектов 45% (236 показателей) не включены в планы федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ)», — пишет газета «Коммерсант» со ссылкой на аудит показателей деятельности ФОИВ.
В случае с государственными программами наблюдается еще более тяжелая ситуация. Из 1263 показателей в планы чиновников не попали 74% (935 пунктов).
Как отмечают в СП, система в нынешнем состоянии не соответствует установленным требованиям, уровень контроля и исполнительской дисциплины находится на низком уровне. В ведомстве также подчеркивают, что существующая система планирования не способствует достижению национальных идей и не обеспечивает решение стратегических задач государства.
«Выявлены проблемы нормативного регулирования, методического обеспечения, организации контроля, открытости и доступности информации. Анализ показал, что нормативно-правовые акты, регулирующие эту сферу, не формируют завершенную систему стратегического планирования. Они не согласованы между собой и не актуализированы в соответствии с документами, определяющими национальные цели и стратегические задачи социально-экономического развития страны. В результате ни один из утвержденных планов деятельности ФОИВ на 2019–2024 годы не соответствует установленным требованиям», — отмечается в документе.
«Система показателей, отражающих достижение целей устойчивого социально-экономического развития, включая национальные цели, и позволяющих оценить вклад ФОИВ в их достижение, не сформирована», — говорится в отчете.
Аудиторы отмечают, что даже майский указ президента «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ до 2024 года», который сам по себе «может быть отнесен к документам стратегического планирования, разрабатываемым на федеральном уровне в рамках целеполагания», не включен в закон о стратегическом планировании (ФЗ-172), как и вся система нацпроектов, и «инициатива в части внесения соответствующих изменений в ФЗ-172 от правительства не поступала». В результате отчет СП фиксирует несовпадение горизонтов планирования министерств и их подведомственных госорганов, отсутствие «увязки между стратегическим и текущим планированием», крайне слабый контроль правительства за исполнением планов и «отсутствие обратной связи» в этой системе.
Объектами экспертно-аналитического мероприятия были Минздрав, Минкультуры, Минобрнауки, Минприроды, Минпромторг, Минпросвещения, Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, Министерство по делам Северного Кавказа, Минсельхоз, Минспорта, Минстрой, Минтруд, Минтранс, Минфин, Минкомсвязи, Минэкономразвития, Минэнерго, ФАС, Роспотребнадзор, Рособрнадзор, Росприроднадзор, Росрезерв, Росмолодежь, Федеральное агентство по делам национальностей.
При подготовке статьи были использованы материалы:
Красная Линия