Последние новости

Реклама

Почему паломники не жалуют музеи и за что современники подозревали Куинджи в шарлатанстве?

«Крымская газета» продолжает рубрику, в которой рассказывает, а главное – показывает, как устроена работа различных организаций, предприятий, зданий и механизмов. Что такое «театр на подушках»? Почему не тает лёд на катке? Кто выращивает саженцы для благоустройства крымских улиц? Мы заглянем в самые тайные уголки, которые обычно недоступны обывателю. И приглашаем вас совершать эти увлекательные исследования вместе с нами, сообщает издание «Крымская газета».

Сегодня мы в сопровождении научного сотрудника Симферопольского художественного музея Екатерины Бородиной пройдёмся по его гулким залам и выясним, какими неожиданными вопросами посетители ставят в тупик экскурсоводов.

Выставка одного шедевра

Гордость коллекции музея – «Ночь на Днепре» Архипа Куинджи. Сам художник всегда основательно подходил к экспонированию своих картин. Осенью 1880 года он решил представить на суд публики «Лунную ночь на Днепре» в небывалом для того времени формате – это была выставка одной картины. Чтобы достичь максимального эффекта, живописец попросил зашторить в зале все окна, оббить стены чёрным бархатом и осветить картину сфокусированным на ней лучом. Когда посетители входили в полутёмный зал, они не могли поверить собственным глазам. Казалось, что сверкающий лунный диск заливал своим гипнотическим зеленоватым сиянием всю комнату. Многие зрители заглядывали за картину в надежде отыскать там лампу, чтобы уличить художника в шарлатанстве. Но её, разумеется, не было.

Сегодня сотрудники Симферопольского художественного музея не могут выделить целый зал даже для этого мирового шедевра. Отдать дань уважения автору здесь решили иначе: картина, как и задумывал её создатель, обрамлена угольно-чёрной рамой.

Музей в музее

Симферопольский художественный музей расположен в историческом здании. До революции здесь располагалось Офицерское собрание 51-го пехотного Литовского полка, носившего имя цесаревича Алексея. В напоминание о безвозвратно ушедшей эпохе на втором этаже сегодня оборудована тематическая выставка. В экспозиции – предметы быта, документы, фотографии, знаки отличия и регалии, связанные с историей 51-го пехотного Литовского полка. Вот такой получился «музей в музее».

Синтезатор превращается…

В зале западноевропейского искусства многие посетители в недоумении замирают у картины «Урок танцев» Гисберта Флюггена. Самый популярный вопрос к экскурсоводу – «откуда на полотне XIХ века синтезатор?». В действительности там изображён клавикорд, использовавшийся уже в XIV-XV столетиях.

В ногу со временем

Музей бережно хранит шедевры, возраст которых порой исчисляется столетиями. Но сам шагает в ногу со временем. Практически в каждом зале есть интерактивный экран, который рассказывает посетителям об экспонатах. Стоит ли говорить, что особенно популярны такие «цифровые гиды» у школьников и студентов.

Как по линеечке

Традиционная музейная развеска предполагает, что картины выравнивают по нижнему краю на уровне около 75 см от пола. При этом полотна стараются размещать симметрично и формировать ярко выраженный композиционный центр.

Тяжёлая живопись

Лестничный марш украшают монументальные батальные полотна – «Переход Красной армии через Сиваш» Николая Самокиша и «Подвиг пяти черноморцев» Юрия Волкова. Вместе с рамой и подрамником вес каждого полотна – несколько сотен килограмм.

Голова отдельно

В зале парадного портрета внимательный посетитель непременно замечает, что лицо Петра I словно вклеено в картину. Есть у музейных работников на этот счёт забавная легенда. Она гласит, что в юношестве император посетил Францию. Он побывал и в мастерской Гиацинта Риго, придворного художника Людовика XIV. Конечно, живописец взялся написать потрет влиятельного посетителя. Пётр I был в Париже около двух недель. Перед отъездом вновь заглянул в мастерскую художника. Оказалось, что портрет не готов, живописец успел закончить только голову. Уже тогда Пётр Великий был вспыльчивым и импульсивным. Недолго думая он схватил нож и просто вырезал своё лицо с холста. Вернувшись на родину, он поручил дописать портрет русским мастерам.

Под контролем

Картины, а тем более старинные, – предметы требовательные. Поэтому термометр и гигрометр (прибор для измерения влажности воздуха) есть в каждом выставочном зале и кабинете. Специальный сотрудник дважды в день обходит музей и снимает их показания.

Не для любования

В зале иконописи представлено немало икон времён Ивана Грозного. Естественно, они ценны не только для историков и культурологов. В дни больших церковных праздников в музей захаживают паломники. Но лишь изредка. По наблюдениям музейных работников, верующие люди не особо рады, когда лики святых хранятся не в храме. Мол, писали их не для любования.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля