В России 2020 год объявлен Годом Антарктиды. На ледовый континент прибыла экспедиция ВМФ России, на антарктических станциях работают учёные. А парусная кругосветка повторяет маршрут первой русской антарктической кругосветной экспедиции 1819-1821 годов, открывшей Антарктиду, пишет издание «Крымская газета».
По маршруту открывателей
Осенью прошлого года по тому же маршруту Россия отправила самую масштабную в современной мировой истории больших парусников кругосветную экспедицию. В ней участвуют три крупнейших отечественных парусных корабля: барки «Крузенштерн», «Седов» и учебный фрегат «Паллада».
«Паллада» и «Седов» обогнут мир, «Крузенштерн» пересечёт Атлантику.
Впервые в кругосветном плавании принял участие крымский юнга. Воспитанник ялтинского Детского морского центра Илья Виденмеер ходил под парусом на «Палладе».
Ведёт парусник вокруг земли экипаж под командованием опытного капитана Николая Зорченко. На судне проходят практику 88 курсантов морских училищ России и четыре юнги – наш крымчанин, а также Александр Вышкурцев из Сургута, Николай Ковалёв из Ярославля и Роман Михеев из Козьмодемьянска (Республика Марий Эл). Эта четвёрка была отобрана на IV Всероссийском сборе юных моряков в МДЦ «Артек». Их участие в кругосветке стало возможным благодаря Фонду президентских грантов и государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».
28 января, в день 200-летия открытия Антарктиды, фрегат ошвартовался в Чили. Парусник, который отправился в кругосветку из Владивостока 1 ноября, преодолел уже почти 11 тысяч морских миль. Здесь закончился первый этап. Юнги, прошедшие Тихий океан, передали эстафету юнгам из Костромы, Тольятти и Москвы. Далее «Паллада» взяла курс на Кейптаун.
С корабля на бал
Несколько дней назад Илья Виденмеер вернулся домой, в Ялту. И сразу попал на кадетский морской бал, который прошёл в Ливадийском дворце-музее после торжественной церемонии посвящения в юнги ялтинских школьников. 30 кадетов стали полноправными членами МБУДО «Детский морской центр». Илья Виденмеер на этой церемонии был назначен старшиной.
Юноша, первым из крымских юнг участвовавший в кругосветном плавании, рассказал будущим морякам о себе:
– В Детский морской центр я пришёл, когда мне было 12 лет – четыре года назад. За это время освоил теорию морского дела, научился ходить под парусами на шлюпке Ял 6, освоил азы навигации и такелажных работ. Ношение морской формы приучило меня к порядку, опрятности и сдержанности. Благодаря достижениям, которых я добился в морском центре, мне выпала честь представлять наше учреждение в «Артеке», на военно-патриотическом слёте юнармейцев в Евпатории, а также на соревнованиях по морскому многоборью в Нахимовском училище. Но самое главное достижение – это участие в кругосветном плавании на фрегате «Паллада». За эти годы в ДМЦ я окончательно определился с выбором профессии. Будущим юнгам хочу пожелать успехов в учении и освоении морских дисциплин.
Когда берег – это праздник
– Илья, первый этап завершился как раз 28 января, в день 200-летия открытия Антарктиды. Пройдено почти 11 тысяч морских миль. Как это отмечали?
– Мы были в порту Вальпараисо. В честь юбилея открытия Антарктиды прошло торжественное построение экипажа. На «Палладе» было много гостей – у нас есть интересная выставка об исторической экспедиции. А нас в тот день отпустили на берег – праздник!
– Берег – это праздник?
– За три с половиной месяца океана у меня было девять дней на берегу – в портах Западного Самоа, в Чили и Аргентине.
– Что делали на берегу? Были приключения?
– Были, но не для печати.
– На каком языке общались?
– На английском, но там мало кто его знает. В Чили и в Аргентине общались с нашими девушками, они подходили к нам, увидев русскую форму, услышав родной язык.
– Вы проходили мыс Горн, который называют Пастью дьявола, Кладбищем кораблей. Не страшно было?
– Было холодно. А погода спокойная – абсолютная тишина.
– Что делали в эти сто дней в океане?
– Подъём, завтрак, уборка, учебные тревоги… Каждый день – наведение порядка, чистоты, покраска. Вахты, наряды по камбузу и столовой, дежурство в местах общественного пользования. Парусные авралы.
Работали на мачте (всего-то 10 метров, но сначала весь трясёшься на железном тросе). Вязали морские узлы – знаю уже 24. Приводили судно после дока в порядок, особо наводили красоту перед заходом в порты. Дневник вёл – уже две тетради. Бывали подъёмы по тревоге.
Зачем юнг ставили на колени
– Тревога на судне – это свисток боцмана? Какая запомнилась?
– Нет, не свисток. Сигнал по судовому радио.
– Какой аврал запомнился больше всего?
– Когда пришлось ночью прыгать за борт по сигналу судовой тревоги по оставлению судна. Спасжилеты надевали прямо на плавки, прыгали с высоты четырёх метров. Конечно, мы были заранее проинструктированы, дежурили спасательные моторные лодки, вдоль борта был натянут страховочный леер. В воде находились минут 15-20.
– Не замёрзли?
– Это было в тропиках, океан не менее 30 градусов тепла.
– А Нептун посещал вас на экваторе по флотской традиции?
– Праздник был 25 ноября, при пересечении экватора. Перед лицом Нептуна и его свиты нас ставили на колени, мазали зелёнкой и посыпали мукой, вываляв в перьях, протаскивали сквозь трубу. А потом окунали в купель с забортной водой. После всех испытаний новичков посвятили в моряки дальнего плавания.
– Антарктиду видели?
– Нет, мы шли в Чили из Владивостока через Тихий океан. Потом, обогнув мыс Горн, – в Аргентину, на самый краешек Южной Америки. В порт Ушуайя на Огненной Земле. Первый этап закончился. Мы домой. В Антарктиду пойдут без нас…