В Москве состоялось заседание Президиума РАН, посвященное 90-летию со дня рождения нобелевского лауреата, академика РАН, депутата фракции КПРФ в Государственной Думе Жореса Ивановича Алферова. Принявший участие в заседании Председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов поделился своими воспоминаниями о выдающемся ученом и дал оценку сегодняшней ситуации в стране и в мире
«Жорес Иванович к нам пришел двадцать с лишним лет назад. Он пришел самостоятельно, мы с ними были раньше знакомы. И я ему тогда сказал:
«Вам будет сложно работать в нашей фракции».
«Я его спросил: «Что Вами движет?». Он ответил, что в той фракции, где он тогда находился, все, вроде бы, за науку и образование, но всегда голосуют против. А коммунистам не дают слова, но они голосуют за современное образование, за научный подход, за соединение науки с производством, за защиту молодых и талантливых людей, за достойную зарплату», – рассказал Геннадий Зюганов.
«Он пришел, мы его приняли и, должен сказать, что наша фракция и Государственная Дума в целом от этого очень много выиграли, – отметил далее лидер КПРФ. – Во-первых, я не встречал людей, у которых бы так естественно уживался научный талант с честной гражданской позицией, мужеством борца и качествами великолепного оратора. Это редко кому дано, но Жорес Иванович обладал всем этим в совершенстве».
«К его голосу прислушивались все. Мы тогда впервые создали в Думе Комитет по науке. Туда вошли Жорес Иванович Алферов, мой первый заместитель Иван Иванович Мельников, который преподавал в МГУ, академик Владимир Иванович Кашин, депутат Олег Николаевич Смолин. Там была собрана очень сильная команда. И когда внесли закон о науке, по сути дела, разрушающий эту отрасль, впервые в истории Государственной Думы профильный Комитет отказался голосовать за внесенный закон. Нас ломали, убеждали, уговаривали, объясняли. Но Председатель Комитета по науке Черешнев был обязан от нашего имени (я тоже входил в состав Комитета) высказать свое категорическое «нет» и привести полную доказательную базу, в создании которой нам помогли и академические институты, и вся Академия наук. К сожалению, тогда продавили это решение, от которого всем, особенно науке и производству, стало намного хуже», – заметил Геннадий Зюганов.
«Только что мы завершили подготовку крупной программы вывода страны из кризиса, – рассказал лидер коммунистов. – Основы ее закладывали Примаков, Маслюков, Рыжков и многие другие. Когда обвалились все финансы (а их искусственно обвалили, так же, как сейчас обваливают цены на нефть и внедряют коронавирус), мы предложили целый ряд проектов. Это закон «Образование для всех», над которым работали Алферов, Мельников, Кашин, Смолин. Это закон о народных и коллективных предприятиях, которых сегодня около двухсот. И они даже в этих условиях оказались самыми эффективными и самыми производительными. На этих предприятиях успешно соединилось производство, предпринимательство, забота о гражданах и приличная зарплата. Образцом такого предприятия является совхоз имени Ленина, которому исполнился 101 год. Это хозяйство, где средняя зарплата составляет 90 тысяч рублей, где лучшие школы с лучшей профориентацией, лучшие детские сады, спортивные комплексы. Впервые в стране была создана роботизированная животноводческая ферма. Там от каждой коровы получают по одиннадцать тысяч литров молока, это три ведра в день. Там вместо доярок – операторы и современные системы управления. Но, тем не менее, эти коллективы подвергаются рейдерским атакам в силу того, что они, как бельмо на глазу, мешают присваивать и разворовывать народное достояние».
«Нам тогда удалось подготовить целый ряд очень интересных законов. Мы их внесли, предложили бюджет развития. Жорес Иванович блестяще выступал, когда надо было выйти на «золотое сечение» в бюджете», – напомнил Геннадий Зюганов.
«Бюджет эффективен тогда, когда примерно 20% его расходной части тратится на социальную сферу, – отметил далее лидер КПРФ. – По 7% получают образование и здравоохранение, 4% – наука. И должно быть правильное соотношение применительно к региональной политике. Не все надо стаскивать в Москву, а, примерно, третью часть ресурсов направить на местное самоуправление. В противном случае на местах не смогут решить ни одной проблемы».
«Мне казалось, – продолжил Геннадий Зюганов, – что наши предложения будут приняты. Я регулярно встречаюсь с президентом. За последние два месяца мы четырежды обсуждали с ним главные проблемы. Вроде бы все согласны, но, когда в Думу приносят новый бюджет, в нем заложены нормативы в два-три раза ниже необходимых. Хотя все прекрасно знают, сколько средств в эти отрасли вкладывают другие страны».
«Под реализацию нашей программы мы подготовили 12 законов и 15 поправок в Конституцию, – рассказал лидер коммунистов. – Они абсолютно обоснованы. И в эту работу огромный вклад внес Жорес Иванович, а также Мельников, Кашин, Смолин, из-под пера которого вышли многие законы по образованию, и в целом наша научно-экспертная группа».
«Я должен сказать, что и в нашей фракции, и в Государственной Думе в целом не достает такого авторитета, как Жорес Иванович, – заметил лидер КПРФ. – Поэтому, если вы делегируете кого-то из своего состава, мы готовы принять вашу кандидатуру. Я не исключаю, что выборы могут быть досрочными. Но дело не в этом. Дума должна иметь высококлассных специалистов, которые понимают суть науки, необходимость ее связи с производством. Без этого мы никогда не выполним Послание президента. Я недавно ему открыто сказал, что Вы поставили очень верные задачи: войти в пятерку экономически развитых стран, выйти на мировые темпы развития, освоить новые технологии, одолеть бедность и остановить вымирание. Наша страна с 1991 года только русских потеряла 20 миллионов человек. Мы продолжаем вымирать ударными темпами. Это катастрофично для всех народов и народностей, потому что исчезает то ядро, которое тысячу лет собирало эти просторы. У нас в советское время основой единства были народно-хозяйственный комплекс, общая идеология, единая партия и система безопасности. Сейчас они разрушены. Сейчас нас объединяет русский язык и некоторые исторические и культурные ценности, которые подвергаются диким атакам и нападкам, в том числе и наша Великая Победа».
«Я убедил Жореса Ивановича прочитать в Государственной Думе три классических лекции, – рассказал Геннадий Зюганов. – Такого никогда не было. Первая лекции была посвящена советскому и американскому атомным проектам, новейшим изобретениям и технологиям на службе народного хозяйства. Это была блестящая лекция, и она вызвала огромный интерес, прежде всего, у молодежи. Вторая лекция была на тему «Наука и власть». Я говорю: «Жорес Иванович, я доказывал президенту, что Госсовет – это хороший орган, который может играть выдающуюся роль. Но это должен быть совет мудрецов, а не совет начальников и подчиненных. Они не скажут президенту то, что реально думают. Туда надо включать великих ученых, талантливых носителей духа, туда надо включать лидеров парламентских фракций, способных высказать различные точки зрения исходя из наказов избирателей».
«Пока туда включили только руководителей фракций, но я уверен, что эта структура претерпит изменения, и мы будем настойчиво этого требовать. У нас всегда в правительстве несколько заместителей, в том числе и первых, непосредственно курировали науку, стройку, которая является локомотивом развития, и промышленность. Почему же у нас сейчас нарушено это правило?» – выразил возмущение лидер КПРФ.
«Я недавно подготовил закрытую записку о состоянии электроники. Мы в советское время производили четверть мировой электроники и занимали по этому показателю первые – вторые – третьи позиции в мире. А сегодня мы производим меньше 1%, и даже в военной секретной продукции используем иностранные комплектующие. Завтра вам все вырубят, и ваши хваленые изделия никуда не полетят. Надо решать эту проблему», – призвал Геннадий Зюганов.
«Мы обсудили эти вопросы с премьером Мишустиным, – рассказал лидер КПРФ. – 15 апреля он будет отчитываться в Государственной Думе. И я надеюсь, что четыре-пять крупных проектов, которые мы подготовили, по развитию агропромышленного комплекса, по науке и современным технологиям, по строительству и по народным предприятиям, будут поддержаны. По крайней мере, под это есть необходимое финансирование».
«Третья лекция Жореса Ивановича, – отметил лидер коммунистов, – была связана с работой Эйнштейна «Почему социализм». Когда Эйнштейн увидел, как американцы без всякой военной необходимости спалили 250 тысяч японцев двумя ядерными зарядами, он написал великолепную работу. В ней он доказывал, что без справедливости мировое сообщество снова столкнется в большой войне. Что надо думать о развитии современных технологий. Что их надо внедрять в повседневную жизнь всех народов. Что в данном случае качественное образование, высокая культура и наука помогут человечеству решить многие проблемы».
«Вот эти три лекции мы выпустили большим тиражом. И, должен сказать, что они привлекли к себе огромный интерес молодежи», – подчеркнул Геннадий Зюганов.
«Ну и последнее. Мы сейчас оказались на очень ответственном и сложном рубеже. Я в свое время преподавал математический анализ в университете, потом окончил академию, защитил в МГУ докторскую по философии, написал ряд работ. Мои работы «Глобализация и судьба человечества» и «Россия под прицелом глобализма» переведены на все основные мировые языки. Так вот, по моему мнению, ситуация складывается во многом драматически», – предостерег Геннадий Зюганов.
«В свое время, – напомнил лидер КПРФ, – после выхода человека в космос, собрались выдающиеся ученые и государственные деятели и запланировали, что к 2000 году решат все главные проблемы. Что будут побеждены бедность и болезни. И даже была намечена дата фейерверка по случаю уничтожения ядерного оружия. Но в 2000 году, по оценке ООН, на первые места вышли три опасности. Бедность охватила целые страны. Появились новые болезни, не боящиеся никаких антибиотиков. Третьей проблемой стала разрушенная экология. Наш земной дом начинает выгорать, вымерзать и тонуть. Еще через пятнадцать лет в эту тройку вмешался терроризм».
«Я считаю, – продолжил Геннадий Зюганов, – что нынешняя американизированная, глобальная, капиталистическая, эгоистическая система не решит ни одной социальной проблемы. Сейчас человечество думает, что делать, и даже Америка стала резко леветь. Сандерс, по своим убеждениям абсолютно левый человек, побеждает в Калифорнии. Еще пять лет назад такое даже трудно было себе представить. Это тоже предельно новое явление».
«А Китай доказал, – подчеркнул лидер КПРФ, – что его модернизация оказалась самой эффективной за последние тридцать лет. Они стали космической державой, они имеют самые высокие темпы развития. И они уже одолели коронавирус! Вчера в Китае было лишь восемь новых случаев, а в Италии три с половиной тысячи. Причем Италия не получила от Евросоюза ни одной маски, ни одной упаковки антибиотиков, ни одной таблетки и ни одного врача. Зато китайские врачи приехали, чтобы лечить итальянцев».
«Европейский союз, – продолжил Геннадий Зюганов, – на глазах начинает терять элементарное управление и разваливаться. Он был создан для того, чтобы наживаться и эксплуатировать. А тут требуется другая система отношений. Как она сложится, во многом зависит и от России. Если Россия будет крепкой, стабильной, умной, образованной, технологически развитой и успешной, то ситуация станет выравниваться. Но этот год будет для нас решающим. Потому что президентская программа-2020 не была выполнена, его одиннадцать указов провалены. Что касается Послания президента, то за прошедшие полтора года у нас темпы роста в три раза ниже среднемировых. При этом ресурсов у нас более, чем достаточно. В стране 125 триллионов замороженных денег. Они не вкладываются в производство, они не работают в науке, они не помогают гражданам. У каждого второго жителя России зарплата составляет 24 тысячи рублей».
«Нам надо будет в этом году принимать очень
ответственные решения. И именно к ним призывал Жорес Иванович Алферов», –
подчеркнул в завершение лидер КПРФ.
При подготовке статьи были использованы материалы:
Красная Линия