| {fde_message_value} | | {fde_message_value} |
Китай первым принял на себя удар коронавируса COVID-19. Несмотря на это, к сегодняшнему дню КНР, фактически, смогла остановить разрастание эпидемии. О рецепте китайского успеха сейчас пишут очень много. Но есть одна очень важная деталь, которая остается вне поля зрения большинства авторов. О ней рассказывает заместитель Председателя ЦК КПРФ Юрий Афонин
Сегодня всей планете уже очевидно, что борьбе с эпидемией коронавируса нужно учиться у Китая. Китайцам пришлось сражаться с этим вирусом тогда, когда о нем еще практически ничего не было известно, когда еще не было разработано никаких методов терапии. Но сейчас статистика по Китаю показывает: эпидемия, фактически, остановлена, новые случаи вирусоносительства в Поднебесной – это почти сплошь граждане КНР, прибывающие из-за рубежа, или иностранцы. Каналы распространения эпидемии внутри страны перекрыты. Это резко контрастирует с ситуацией в ведущих капиталистических странах – США, Франции, Германии, Испании и особенно Италии, где эпидемия стремительно нарастает. Достаточно сказать, что на сегодняшний день число умерших от коронавируса в Италии уже вдвое превысило число жертв болезни в КНР, хотя население Италии меньше в 23 раза!
Западные СМИ, признавая эти успехи КНР, изображают китайскую систему борьбы с вирусом разгулом тоталитаризма. Дескать, китайское государство ввело жесточайшие ограничительные меры, китайские силовые структуры заставили всех сидеть по домам, в связи с эпидемией граждане КНР подвергаются жесточайшей слежке и так далее. Однако как человек, неоднократно бывавший в Китае в рамках сотрудничества КПРФ и КПК и проехавший много городов и провинций Поднебесной, могу сказать: западные авторы, как правило, не видят главного. Они вообще очень плохо понимают, что такое Китай, насколько китайское общество отлично от их собственных обществ. Плюс, естественно, у западных СМИ есть четкий идеологический заказ на дискредитацию социалистического Китая, ставшего в XXI веке главным препятствием для западного империалистического блока на пути к мировому господству.
Конечно, можно согласиться с тем, что современное китайское государство обладает огромными возможностями, и оно очень эффективно использовало их в борьбе с эпидемией. Конечно, прекрасно показала себя китайская система здравоохранения. Но западные СМИ не видят, что важнейшие функции в борьбе с эпидемией в Китае сейчас выполняет не государство, а китайское гражданское общество. Речь о повсеместно распространенной в Китае системе домовых, квартальных и районных органов самоуправления. Эта многоуровневая система местных комитетов начала создаваться при поддержке Коммунистической партии Китая практически сразу после ее прихода к власти – в 50-е годы XX века. Конечно, она создавалась не на пустом месте, а на основе старых китайских общинных традиций. Эта мощнейшая низовая система самоуправления в течение десятилетий была помощником КПК в реализации ее политики. И сегодня она занимает очень большое место в жизни китайского общества. Местные комитеты оказывают многообразную социальную помощь, следят за порядком в своем квартале и районе, помогают жителям в поиске работы и при жилищных проблемах, решают вопросы местного благоустройства, поддерживают художественную самодеятельность, даже улаживают семейные конфликты.
Эта низовая система самоуправления играет сегодня важнейшую роль и в борьбе с эпидемией. Освобожденные работники комитетов и активисты обходят дома и квартиры, подробно разъясняют правительственные противоэпидемические меры, измеряют температуру, распределяют государственную помощь, доставляют продукты пожилым людям, чтобы им не нужно было выходить в магазин. Многочисленные ограничения социальной жизни, которые необходимы для подавления эпидемии, в Китае не столько навязываются государственной машиной, сколько выступают как меры самоограничения и самодисциплины. Главный, кто сегодня следит за соблюдением карантинных мер жителями Китая, это представитель местного комитета самоуправления, то есть их сосед, знакомый с детства. А не вооруженный до зубов полицейский в бронежилете, как в западных странах.
Социалистическое китайское общество, благодаря своим развитым низовым структурам самоуправления, в гораздо большей степени способно к самоорганизации, чем западное общество. А вот в западных странах, где века капитализма атомизировали социум, противоэпидемические меры сегодня действительно приходится навязывать жесткой и даже вооруженной рукой. И все равно эти меры не работают так эффективно, как в Китае.
В связи с этим известный в российских левых кругах ученый Лев Кицес высказал такую интересную мысль: низовые структуры, которые мы видим в Китае – это и есть настоящий пример гражданского общества. А вот «гражданское общество» на Западе – это, в значительной степени, симулякр, имитация. Ведь это, прежде всего, НКО, финансируемые крупным капиталом и используемые им же для управления обществом.
Нужно также иметь в виду, что
китайские коммунисты строили эту систему низового самоуправления, во многом
опираясь на советский опыт: глядя на нашу систему местных советов, профкомов,
месткомов. Мы все это разрушили при реставрации капитализма, а социалистический
Китай взял наш драгоценный социальный опыт, развил и преумножил. Что же, это
означает, что нам предстоит учиться и у Китая, и у Советского Союза. Потому что
настоящее гражданское общество – это действительно то, что необходимо, чтобы
жить и развиваться в XXI веке.
При подготовке статьи были использованы материалы: Красная Линия Дата: 25 марта 2020 | Разделы: Наука Метки: ВДВ, Россия, США, карантин, полиция, Юрий, Афонин, секрет, китайского, успеха, борьбе, коронавирусом, социалистическое, гражданское, общество 25 марта 2020 |