Аппараты искусственной вентиляции легких (ИВЛ) «Авента-М», из-за которых произошли пожары в Санкт-Петербурге и Москве производит концерн «Ростех». Концерн является эксклюзивным поставщиком аппаратов ИВЛ по госзаказу. Эти аппараты собираются на 90% из комплектующих из Китая и США.
Одним из первых решений правительства в борьбе с вирусом стала закупка аппаратов ИВЛ у
«Ростеха», сообщают
«Ведомости». В марте Минпромторгу решено было выделить 7,5 млрд руб. (в том числе на покупку аппаратов ИВЛ). Тогда же единственным поставщиком аппаратов была назначена структура
«Ростеха» –
«Концерн радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). Госкорпорация начала наращивать мощности и готовилась поставить 6711 аппаратов
«Авента-М» в российские больницы. Но после пожаров в больницах им. С. И. Спасокукоцкого в Москве и Святого Георгия в Санкт-Петербурге, которые унесли жизни шести человек (пять из них были подключены к аппаратам ИВЛ), Росздравнадзор приостановил применение аппаратов
«Авента-М», произведенных после 1 апреля на Уральском приборостроительном заводе (УПЗ).
В период пандемии коронавируса УПЗ резко увеличил производство аппаратов ИВЛ. «Если за весь прошлый год УПЗ увеличил производство аппаратов ИВЛ более чем в 2,5 раза, то уже в прошлом месяце нарастил выпуск еще в 10 раз — до 700 единиц. Сегодня предприятие обеспечивает почти три четверти всех поставок новых аппаратов ИВЛ. Не сомневаюсь, что майский план выпуска в 2,5 тыс. ИВЛ — а это в 3,5 раза больше апрельского — будет выполнен», — заявил глава Минпромторга Денис Мантуров после посещения уральского завода 8 мая.
Издание «Znak.com» и волонтерский проект RAVEN провели расследование и выяснили, что аппараты только формально можно назвать российскими — большая часть комплектующих для аппаратов ИВЛ от УПЗ закупается за рубежом, в основном в Китае и Тайване. Кроме того, поставки от американских и европейских производителей совершаются в том числе через китайские компании-посредники. Такая схема может использоваться для обхода американских санкций.
«В общем из списка [комплектующих из таможенных выписок, предоставленных редакцией] можно собрать как минимум 80-90% всего изделия, а, возможно, и вообще весь за вычетом мелких расходников. В перечне есть ключевые, самые наукоемкие компоненты с наибольшей добавленной стоимостью», — на условиях анонимности рассказал инженер, разбирающийся в устройстве аппаратов ИВЛ.
По его словам, в целом аппарат ИВЛ состоит из нескольких узлов, и, судя по таможенным данным, УПЗ закупает комплектующие для каждого из них. Так, есть практически все необходимое для корпуса изделия: ручки, крышки, держатели, алюминиевые тележки, панели, колесики с тормозами. Также предприятие закупает за рубежом генераторы воздуха и основные комплектующие для систем воздухоподготовки и анализа (увлажнители, датчики давления, расхода воздуха, измерители концентрации углекислого газа) и для системы управления (платы, мониторы, энкодеры для изменения параметров аппарата ИВЛ, кабели). Также в списке закупок есть все основные расходные материалы воздушного тракта, обращает внимание эксперт. Например, силиконовые маски и мешки (для кратковременной ручной вентиляции легких), бактериально-вирусные фильтры, трубки.
То, что УПЗ закупает для аппаратов ИВЛ комплектующие у иностранных, в том числе американских компаний, следует и из проектов договоров, размещенных на сайте госзакупок. Обычно в них не указано название компании-поставщика, но в документах упоминаются точные названия деталей, по которым легко найти производителя, пояснила Екатерина Петрова, руководитель екатеринбургского центра «Трансперенси Интернешнл — Россия», участник волонтерского проекта RAVEN. В том числе весной 2020 года УПЗ покупал датчики потока и давления производства американской компании Honeywell. По информации IG, УПЗ закупал у нее комплектующие и в 2019 году, тогда поставки шли из США через китайскую Harbin Magic Lantern Trading Limited Company, хотя у Honeywell есть представительство в России и несколько предприятий.
Американские компании не могут напрямую сотрудничать с УПЗ без разрешения Министерства финансов США: уральское предприятие входит в КРЭТ, который находится под санкциями США с 2014 года. Европейские компании также рискуют, сотрудничая с компаниями под американскими санкциями, поскольку могут быть привлечены к ответственности в рамках вторичных санкций США.
Пресс-секретарь УПЗ отказалось комментировать информацию о китайских комплектующих аппаратов ИВЛ, а также качеству сборки этой медтехники.
Обновлено
На «Уральском приборостроительном заводе» сменился третий генеральный директор за месяц, сообщает «Интерфакс».
Согласно сообщению УПЗ, прекращены полномочия временного генерального директора Марата Бадгутдинова. «Временным генеральным директором назначен Морозов Александр Александрович», — уточнили «Интерфаксу» в концерне «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). Причины перестановок в КРЭТ не уточнили.
Между тем, Бадгутдинов проработал на этой должности 11 дней. 7 мая были прекращены полномочия предыдущего гендиректора Булата Гайнутдинова
При подготовке статьи были использованы материалы:
Красная Линия