| {fde_message_value} | | {fde_message_value} | В центре села Глазовка Ленинского района расположено большое мемориальное воинское кладбище. Его история заставляет задуматься над значением слов «сострадание», «долг», «подвиг»…
Об этом пишет издание «Крымская газета».
С 30-х годов в селе (до вой-ны оно называлось Баксы, в переводе с крымскотатарского – «вода для сада») жила большая дружная семья Ярославских. Мефодий Павлович и Анна Харлампиевна работали в колхозе, воспитывали шестерых детей.
Война жёстоко прокатилась и по селу, и по человеческим судьбам. Баксы оказалось в центре всех кровопролитных сражений, которые происходили на Керченском полуострове: Керченско-Феодосийский десант 1941 года, оборонительные бои Крымского фронта в 1942-м, захват плацдарма в 1943-м, начало освобождения Крыма в 1944 году. Здесь погибло большое количество советских солдат. Пришло великое горе и в семью Ярославских: в 1942 году пропал без вести под Полтавой старший сын Василий.
Во время немецкой оккупации в селе действовал комендантский час. Гитлеровцы под угрозой расстрела запретили жителям покидать дома с наступлением темноты. Но Мефодий Павлович, его жена и дочери, подвергая себя смертельной опасности, пробирались к местам боёв. Тела погибших приносили в дом. При некоторых, к счастью, были документы. Это давало возможность точно обозначить на плане место погребения бойца. Документы, фотографии, листки с обозначенными могилами, планами тщательно прятали. А человека тайно хоронили на приусадебном участке. «Может, и нашего сына кто-то похоронил по-человечески», – говорил глава семьи.
После освобождения Крыма ещё в течение нескольких лет все найденные в окрестностях останки наших ребят Ярославские также хоронили возле своего дома. Таким образом, здесь нашли последний приют примерно 4700 человек, среди них – семь Героев Советского Союза.
Когда война завершилась, Мефодий Ярославский поехал в Москву, чтобы получить официальное разрешение на придание кладбищу в своём саду официального статуса. Документы были получены, а со временем сформирован мемориал. Установили общий памятник: советский солдат обнажил голову и победно вскинул автомат. Появились надгробия над индивидуальными могилами. А вскоре Мефодию Павловичу вручили награду – медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Благодаря сохранённым документам появилась возможность оповещать родственников погибших. Люди как могли пытались увековечить память дорогого человека: привозили таблички с фотографиями, укрепляли их на постаменте…
Несколько лет назад мемориал украсили памятники бойцам, воевавшим в составе так называемых армянской и грузинской дивизий, сформированных на территории этих республик. Оригинально оформлен памятник грузинским бойцам. Колокол памяти висит над плитой, под которой находится земля, привезённая из Грузии. На плите надпись: «Земля Грузии да согреет ваши души». Недавно на кладбище установили знак в виде часовни в память о православных защитниках Отечества.
Супруги Ярославские завещали похоронить себя среди названых сынов. Меж солдатских могил стоит скромный памятник великому гражданскому подвигу сельчан.
Кирилл БЕЛОЗЁРОВ.
Фото автора.
|