В одной из симферопольских школ на родительском собрании бывшая работница дома ребёнка «Ёлочка» рассказала о ВИЧ-статусе нового ученика. Мальчик стал изгоем в классе, от него шарахались одноклассники. Ребёнку пришлось сменить школу. Мать мальчика уже два года судится с фельдшером детского дома, не сумевшим сохранить врачебную тайну. На Украине это первый случай, когда дело дошло до суда.
Стас уже учится в другой школе. Но забыть жестокое отношение одноклассников до сих пор не может. Мальчик приёмный ребёнок в семье. ВИЧ-положительный статус ребёнка не смущает ни маму, ни ещё троих приёмных детей в этой семье. Когда второклассник перешёл в новую школу, по словам директора учебного заведения, в медсправках ребёнка значилось: «почти здоров». В школе считают, что классный руководитель, проводивший родительское собрание, в этой истории ни при чём. Одна из родительниц, услышав фамилию новенького, сказала, что знает этого ребёнка. Оказалось, женщина когда-то работала в доме ребёнка «Ёлочка». Она вспомнила Стаса, так как сотрудники учреждения знали о его статусе ВИЧ-инфицированного. В школе полагают, что родительница просто испугалась за своего ребёнка. После собрания родители настроили своих детей негативно по отношению к новому однокласснику.
По словам мамы Стаса, мальчика обзывали «спидозой», дети не желали с ним сидеть за одной партой и общаться.
Из-за оскорблений и насмешек у ребёнка начались истерики. Мать рассказывает, что Стас беспокойно спал по ночам, терзался:
- Он говорил: Бог меня не любит. Я родился больным и сиротой. Мы вынуждены были обратиться к психиатру.
Елена Березина, правозащитник, директор крымского благотворительного фонда «Наша надежда», рассказывает, что за подобное разглашение конфиденциальной информации по закону фельдшеру грозит наказание в виде административного штрафа от 50 до 100 не облагаемых налогом единиц либо административные работы до 200 часов или лишение свободы до трёх лет.
С обидчицы мать ребёнка не требует ни компенсации за моральный ущерб, ни штрафа, 850 гривен, за детские слёзы и страдания. Она намерена добиваться в суде лишения медпрактики болтливого фельдшера.
Однако судебные разбирательства тянутся уже два года. Рассмотрение дела постоянно переносят, потому что в суд уже трижды не является главный свидетель классный руководитель, в присутствии которого тайна ребёнка стала достоянием всей школы. По закону её приход в суд прокуратура может обеспечить даже под конвоем.
Кроме юридической стороны вопроса есть и моральная. Адвокат потерпевших Татьяна Бордунис, президент всеукраинского правозащитного движения «Достоинство», рассказывает, что из 14 родителей, присутствовавших на собрании в школе, ни один не согласился давать показания в суде.
При этом представитель обвиняемой, адвокат Жан Запрута, считает, что его подзащитную обвиняют не по той статье. По его словам, она не работник специального медучреждения. А к ответственности можно привлечь медработника специализированного медучреждения, например, центра СПИДа. Фельдшер из детдома, по мнению адвоката, под данную категорию не подпадает.
В свою очередь Татьяна Бордунис уверена, что по закону не только врачи и работники спеццентров несут ответственность за разглашение статуса ВИЧ-инфицированного, но и все работники медучреждений от главврача до уборщицы, где есть больные с таким диагнозом.
Кто из адвокатов прав, решит суд. А тем временем ежегодно на Украине выявляется 22 тысячи новых случаев заражения ВИЧ, каждый день около 60. Ежедневно 11 человек умирают. Только по официальным данным, в стране122 тысячи ВИЧ-инфицированных.