Своим видением известной сказки-повести советского писателя Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» совсем скоро поделится с крымской публикой штатный режиссёр Московского тетра кукол, лауреат Российской национальной премии «Золотая маска» Наталья Пахомова, пишет издание «Крымская газета».
Она приехала в Симферополь по приглашению Крымского театра кукол, для которого и поставила спектакль «Тайна Золотого ключика». Он создан для зрителей от семи лет.
Нам посчастливилось попасть на генеральную репетицию и первыми увидеть чудеса новой постановки, а также пообщаться с её режиссером.
В ПОИСКАХ ЗАВЕТНОЙ ДВЕРЦЫ
– Я хотела затронуть задачу, о которой пишет Толстой: все мы гоняемся за счастьем… И хорошие люди, и злодеи – все идём своим путём к мечте, находимся в поиске своей заветной дверцы. Надеюсь, что идею спектакля смогут понять как дети, так и их родители. Хочется, чтобы взрослые вспомнили о том, как они сами когда-то были детьми. Эта история затрагивает задачу одиночества: Папа Карло – очень одинокий человек. Кстати, во время застольного периода (первый этап в работе над будущим спектаклем – читка и разбор пьесы. – Ред.) мы разобрались, что в самой сказке не говорится, что он кукольных дел мастер. Он сделал свою первую куклу, к которой отнёсся как к живому ребёнку. Также, здесь поднимается вопрос свободы. В частности, Мальвина первая, кто совершил подвиг и вырвался из кабалы Карабаса. Это также тема театров – диктаторских, душевных, – рассказывает режиссёр.
«Тайна Золотого ключика» богата новыми режиссёрскими находками. В частности, только в этой постановке вы увидите Буратино с квадратной головой. На «Поле чудес» главный герой прячет монетки на грядке с морковью. А фигурка самого Буратино представляет из себя маленькую шкатулку.
– Когда Папа Карло собирал куклу Буратино, не хватало деревяшки, и он вставил в тело шкатулку. А потому как дома есть потайная дверь, вполне логично, что ключ от такой двери хранился именно так. Шкатулочка в месте солнечного сплетения – это сердце, вместилище души, тем не менее по ходу путешествий героя туда кладут то монеты, то луковицу…
МЕСТО ЧУДЕС
Театр – место, где проходят чудеса, тем не менее театр кукол удивляет своего зрителя вдвойне, ведь главные роли здесь играют
куклы. Наталья Пахомова признаётся, что вначале творческого пути хотела стать режиссёром кино, а о театре кукол никогда не задумывалась.
– Режиссура – профессия, которая предполагает наличие большого опыта за плечами. При поступлении в вуз в 16 лет об этом не могло идти и речи. Так, в столице России я проучилась на актрису два года, переехала поближе к родителям в Питер… А в театр кукол попала совершенно непреднамеренно, по совету знакомого режиссёра. Это был для меня чистый лист, – вспоминает Наталья Пахомова.
ПРЕМЬЕРА И ОГРАНИЧЕНИЯ
Премьера спектакля должна была состояться ещё в конце мая, тем не менее в связи с пандемией коронавируса её отложили на неопределённый срок.
– В театре существует свой чёткий график. Моя работа уложилась в две недели. В данные же сроки огромный творческий подвиг совершила художник Наталья Мишина. Почти все декорации рукодельные, и ей хотелось довести дело до ума лично. Для такого рабочего объёма это и вправду очень маленький срок сдачи, – делится рабочими моментами режиссёр.
Инсценировка порадует гостей театра оригинальной музыкой московского композитора Игоря Волкова. Над созданием планшетных кукол и декораций трудилась художница Наталья Мишина, лауреат премии «Золотая маска».
Светлана ШОСТАК.