Проекты, которые связаны с добычей воды для Крыма из карстовых полостей – это экзотика, а вода из Северо-Крымского канала, если бы её поставки были теоретически возможны, обойдется недешево. Такое мнение в эфире радио высказал доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой водоснабжения и водоотведения Академии строительства и архитектуры КФУ им. В.И. Вернадского Илья Николенко.
“Карстовая вода – это очень экзотическая идея. Её всё же надо добывать, её количество оценивать, как и то, сколько будет стоить эта вода. Если сказано, что воду нашли на глубине 300 метров и глубже, то необходимы такие насосы, что выгоднее уже заниматься опреснением, – оценил специалист проекты последних месяцев. – Кроме того если мы знаем, что в чёрном и Азовском морях количество воды достаточно большое, то накопление карстовой воды – природное, и что будет с другими горизонтами, если мы будем черпать данную воду, неизвестно”.
С другой стороны, Северо-Крымский канал вряд ли может давать Крыму воду на тех же условиях, что и раньше: ведь теперь он находится на территории другого государства, помог вспомнить Николенко.
“Раньше эта вода была, в общем-то, бесплатная. А сейчас, так как это два государства, будет вопрос торга, достаточно долгого. И если вода становится товарной продукцией, то очень жестко будут обусловлены параметры качества. То есть, это достаточно большая головная боль, которую очень скоро очень сложно будет решить. Надо искать альтернативные способы получения воды”, – заключил специалист.
По мнению специалиста, Крыму следует тщательно проанализировать международный опыт тех стран, где уже давно вынуждены жить с дефицитом пресной питьевой воды. Особенно обратить внимание на способы накопления воды в те периоды, когда её бывает много.
“Если взять, в частности, Израиль, там каждая школа имела накопительная баки и вся вода дождевая собиралась туда, закачивалась наверх здания и использовалась для туалетов. Ну и школьников учили, показывали, как это делается. Египет – дождей ещё меньше, тем не менее каждое строение имеет поблизости от входа ёмкость на один-два куба, и дождевая вода туда собирается. Данную воду они потом расходуют для полива”, – перечислил один из вариантов Николенко.