В связи с пандемией COVID 19 часть крымских больниц, среди которых есть хирургические отделения, переоборудована в ковидные госпитали. Означает ли это, что нуждающимся в так называемой плановой хирургической помощи надо ждать лучших времён? Об этом и не только мы спросили у заведующего отделением хирургии КММЦ Святителя Луки КФУ им. В. И. Вернадского, профессора, одного из ведущих хирургов Крыма Вячеслава Михайличенко, сообщает издание «Крымская газета».
МЕНЬШЕ НЕ СТАЛО
– и вправду сейчас, в частности, симферопольские больницы – № 7, Луговская, Железнодорожная, частично республиканская имени Н. И. Семашко – занимаются лечением пациентов с CОVID 19, – подтверждает хирург. – И получается, что скорая медицинская помощь возложена на больницу № 6, а остальные виды помощи, среди них хирургический, оказывают частные структуры и университетская клиника. При этом больных меньше не стало, среди них и тех, кому можно помочь только хирургическим путём.
– Будем откровенны, получить плановую хирургическую помощь большинству таких пациентов сегодня очень непросто. Из-за чего многие находятся в лучшем случае в состоянии растерянности…
– Это и вправду так. Однако, узнав, что в нашей клинике им имеют возможность помочь, они едут к нам со всех концов полуострова и даже из иных субъектов РФ. Мы всегда готовы оказать им бесплатную хирургическую помощь, пациентам достаточно только иметь направление врача из поликлиники по месту жительства и полис ОМС. Хотя, к сожалению, многие тянут, как говорится, до последнего, пока с большим количеством осложнений и обострений их по скорой помощи не привозят в ту же больницу № 6 Симферополя.
– Нагрузка на хирургов клиники увеличилась?
– Да. Очень много проводим операций на желчных путях – это холециститы, механические желтухи, опухолевые непроходимости, гинекологические проблемы, во многих случаях поступают пациенты с различными онкологическими заболеваниями, у которых уже появились осложнения – кровотечения, кишечная непроходимость. У травматологов работы также невпроворот. И потому как мы начали развивать ещё одно направление – сердечно-сосудистую хирургию, появилось много пациентов с артериальными тромбозами, тромбоэктомиями. Их привозят, среди них и по скорой помощи, и мы их оперируем. Кроме того, мы открыли филиал кафедры общей хирургии, анестезиологии-реаниматологии и скорой медицинской помощи Медицинской академии КФУ (заведующим которой я являюсь) на базе городской больницы № 4 Севастополя и дважды в месяц проводим там консультативные приёмы, выполняем операции совместно с севастопольскими хирургами.
ОСОБЕННЫЙ РИСК
– Пациентов, перенёсших COVID, также оперируете?
– Разумеется, оперируем, если тест у них отрицательный. За последнее время существенно увеличилось количество пациентов с явлениями критической ишемии нижних конечностей на фоне перенесённой коронавирусной инфекции. Это связано как с загрузкой системы здравоохранения республики, так и с тромботическими осложнениями, к которым приводит COVID 19. Коронавирусная инфекция вызывает тромбообразование, особенно риск увеличивается у пациентов с атеросклерозом. Сейчас больных с данной патологией стало в три-четыре раза больше, чем до пандемии. Если раньше мы делали одну-две операции в месяц, то теперь три-четыре в неделю. При ишемическом поражении ног, вызванном уменьшенной проходимостью сосудов, хирургическими методами нам в 95% удаётся спасти пациенту ноги. Тем не менее затягивать с посещением врача нельзя.
– Рейтинговые исследования показывают, что в стране растёт уровень доверия россиян к медикам. Один из факторов, влияющих на отношение к людям в белых халатах, – новые технологии в медицине.
– Крым в этом плане не исключение. В частности, в нашей клинике мы начали внедрять методы оперирования с использованием виртуальной реальности. Мобильная система автоматизированного планирования, управления и контроля результатов хирургического лечения AUTOPLAN, созданная сотрудниками Самарского медицинского университета, получила на нашей базе дальнейшее развитие. В ходе урологических операций мы адаптируем систему интраоперационной навигации, которую на сегодняшний день применяют в нейрохирургии. На основании данных компьютерной и магниторезонансной томографий строится персифицированная 3D-модель органа, за счёт чего врач может чётко видеть интересующую зону и понять, как правильно сделать к ней доступ. Это своего рода визуализация для врачей, её можно сравнить с навигатором для водителя. Система хирургической навигации позволяет избежать облучения медперсонала и существенно сократить реабилитацию пациента, что также принципиально важно. Сейчас мы совместно с учёными КФУ занимаемся разработкой манипулятора типа робота da Vinci.