В 1952 году катастрофический густой смог держался над Лондоном на протяжении пяти дней. И он унес жизни 12 тысяч человек.
Утром 5 декабря 1952 года лондонцы проснулись под ясным небом. Было холодно – зима уже несколько недель хозяйничала в британской столице. Так как в Лондоне в то время центрального отопления практически не существовало, этим утром зажглись десятки тысяч угольных печей в жилищах и офисах, чтобы защитить их обитателей от холода.
Смог был слишком густым для движения автомобилей
Уже на протяжении утренних часов над городом завис слой густого тумана. В Лондоне погода известна своим непостоянством и туманами, поэтому, в этом не увидели ничего необычного. Но уже через несколько часов туман смешался с тоннами дыма и отработанных газов, исходящих из каминов офисов и жилищ, а также из фабричных труб.
Кроме того, незадолго до этого Лондон обновил свою систему общественного транспорта дизельными автобусами, что еще более усугубило проблему. В результате уже до вечера 5 декабря туман превратился в плотный, ядовитый желтый смог – смесь дыма (Smoke) и тумана (Fog).
Причина
Поначалу лондонцы пытались сохранять традиционное британское спокойствие. Хотя видимость местами достигала не более 30 сантиметров, а движение автомобилей было возможно лишь тогда, когда впереди авто шел кто-то, держа в руках горящую лампу. Киносеансы и театральные спектакли были отменены, с одной стороны, потому, что лондонцы не могли добраться до театров и кинотеатров, а с другой, по причине проникновения смога внутрь зданий, по причине чего зрители не могли толком рассмотреть ни экран, ни театральную сцену.
Но почему же смог стал таким густым и таким смертельным? Кроме дизельных автобусов и большого количества сжигаемого угля, свой вклад в возникновение проблемы внесла и погода. В декабре 1952 года на юге Лондона возникла зона высокого давления, приведшая к метеорологической инверсии. Это значит, что холодный воздух оставался у поверхности, а слои повыше были теплее. И по причине теплого воздуха сверху токсичные вещества не улетучивались.
К тому же в эти дни совершенно не было ветра, ни малейшего дуновения. Облако смога оставалось над Лондоном неподвижным и становилось с каждым днем все более густым – и вместе с этим, более опасным.
Движение полностью остановилось, выросла преступность
В некоторых местах города смог сгустился до такой степени, что люди не могли увидеть даже собственных ног. А если вытянуть руки по сторонам, то кисти их исчезали в тумане. Поначалу автобусы еще курсировали, следуя за идущими перед ними в тумане специальными людьми с лампами. Но через пару дней движение на улицах и судоходство по Темзе замерло окончательно – продолжало работать только лондонское метро.
Дети поголовно оставались дома, причем в тот момент еще не из страха перед возникающими для здоровья опасностями, а из опасений, что они потеряются в этом жутком тумане. Катастрофически возросло количество нападений на прохожих, грабежей и краж. Были отменены все массовые мероприятия.
До 12 тысяч жертв, жизни которых унес смог
Большой смог 1952 года был не только неприятным событием – он стал смертельным явлением. Угроза задохнуться нависла в первую очередь над пожилым людьми, детьми, людьми, страдающими проблемами дыхательных путей, а также над курильщиками. И лишь после того, как ритуальные конторы были вынуждены заказывать большое количество дополнительных гробов, лондонцы, наконец, осознали, насколько опасно ядовитое облако над их городом.
Смертельные случаи, связанные с воспалением легких и бронхитом, увеличились в этот период в семь раз, а общая смертность повысилась в девять раз. Непосредственно в дни смога умерло около 4 тысяч человек, а в последующие месяцы из-за его последствий из жизни ушли еще 8 тысяч человек.
Когда Лондон облегченно вздохнул
После пяти дней пребывания под адским покрывалом смога появился, наконец, ветер, выдувший ядовитую пелену из Лондона. Правительство, которое поначалу игнорировало смог, осознало, наконец, что с этим нужно что-то делать. В 1956 году парламент принял закон о чистоте воздуха, в котором устанавливались ограничения для сжигания угля в жилых зонах и назывались места, где создавать дым вообще запрещалось.
Но переход на новые нормы растянулся на несколько лет, поэтому ядовитые скопления возникали снова и снова. В 1962 году от последствий такого смога опять умерло 750 человек. Но таких масштабов, как в 1952 году, смог уже не принимал никогда.