Последние новости

Реклама

Стреляли... Сводки новостей пестрят сообщениями о выстрелах, убийствах другими способами и похожи на сводки с фронтов. Кто против кого воюет? Кого и за что убивают? Кем начата и когда закончится эта необъявленная война?

Включите новостной телеканал, откройте газету, послушайте радио, и на вас польётся: девушка выстрелила себе в висок из пистолета с глушителем; руководство больницы оформляет документы по выписке двоих детей Кабановой, зверски убитой мужем; криминального авторитета Деда Хасана застрелили из-за старого конфликта с воровскими кланами; молодая женщина убила двух своих детей и свою мать; водитель автомобиля «Мерседес» открыл стрельбу из пистолета по грузовику; водитель «Мерседеса» открыл стрельбу из травматического пистолета по сотрудникам ГАИ; задержали в паспортном столе мужчину с боевым пистолетом ТТ, бандит выстрелил; двое водителей не поделили дорогу, в результате один выстрелил из травматического пистолета.

Примеры можно множить, тем не менее лучше не надо. Раньше нам казалось, что это всё может происходить только на «диком Западе», а выражение «Стреляющие Штаты Америки» — советская пропаганда, не более. Оказалось, что всё правда.

Доигрались?

Бытует мнение, что одной из основных причин школьных расстрелов стали компьютерные игры-шутеры, в которых игрок расстреливает «противников». Российский исследователь в области психологии агрессии и насилия Дмитрий Жмуров, изучив задачу взаимосвязи компьютерных игр и подростковой агрессивности, сделал такие выводы: виртуальное насилие содержат 80-90% игр в мире. До 18 лет активный геймер видит и участвует не менее чем в 40-80 тыс. «виртуальных убийств». Однако после случая в Эмсдеттене, когда политики Германии всерьёз заговорили о применении уголовного наказания ко всем причастным к игровой индустрии — от разработчиков до потребителей, геймеры возмутились такому заочному обвинению их в «потенциальном безумии».

Негативные последствия жестоких игр влияют на психику, вызывая «синдром Вельда» — процесс постепенного осознания допустимости реального убийства; синдром патологических игровых перевоплощений — идентификация себя с главным героем игры, в том числе принятие на себя сценариев его поведения; феномен послеигровой жестокости — развитие агрессивности и её проявление в благоприятных условиях среды; «эффект Лары Крофт» — приобретение практики жестокого поведения и перенос его в реальную жизнь.

В то же время доктор Тило Хартманн из Южнокалифорнийского университета утверждает, что связь между агрессивной компьютерной игрой и долгосрочным негативным её последствием для психики геймера достоверно не установлена.

Достимулировались?

Существует и медицинский аспект проблемы. Учёные утверждали, что все подростки, учинившие школьные расстрелы в США, принимали препарат риталин (метилфенидат), тем не менее в день преступления его не получили. Раньше риталин в США давали гиперактивным и страдающим расстройством внимания школьникам. В последние годы потребление риталина «с целью психологического самосовершенствования» стало массовым.

В США потребляется 85% от общемирового производства риталина. По свидетельству российского психолога Владимира Пугача, таких учащихся в США 7,8%, а по данным социальных работников США — даже 25-50%. В 2007 году риталин на рынке был заменён аналогом — препаратом NRP104. По мнению Пугача, препарат и вправду необходим некоторым детям, тем не менее применять его «направо и налево» — преступно.

По данным интернет-опроса, в котором приняли участие 2043 человека, причинами массовых школьных расстрелов в США 47% читателей считают агрессивный американский образ жизни, 27% — относительную свободу продажи оружия в стране.

Может, это гены?

ДНК американца Адама Ланцы, расстрелявшего в школе «Сэнди Хук» в Ньютауне 26 человек и затем покончившего с собой, собираются проверить на предмет какой-либо мутации, которая прольёт свет на причины его поступка.

Такое решение вызвало многочисленные споры между самих учёных, так многие генетики уверены, что наличие одной только мутации в ДНК не способно стать причиной для того, чтобы считать того или иного человека вероятным преступником в будущем.

«У нас нет данных, какие бы точно подтверждали связь между генами и склонностью к насилию, преступлением или умственным помешательством. Вы никогда не сможете найти ген, который бы кричал о том, что человек — потенциальный убийца или террорист», — рассказал Артур Каплан, начальник отдела биологических исследований в медицинском центре при Нью-Йоркском университете.

Таким образом, например, наличие в ДНК фермента моноамина оксидазы, более известного как «ген жестокости», никак не отражалось на подавляющем большинстве наблюдавшихся пациентов. «Лишь часть заболеваний вызывается одной мутацией, в других случаях нужно тысяча отклонений. Не раз мы выявляли предрасположенности к насилию у людей на генном уровне, тем не менее данные пациенты за всю свою жизнь и мухи не обидели», — объяснил свою позицию невролог из Калифорнийского университета Джеймс Феллон.

В то же время профессор американского медицинского колледжа Бэйлор Артур Боде подчеркнул, что «генетики могут обнаружить мутации, какие ассоциируются с умственными болезнями и какие также повышают риск возникновения агрессивного поведения».

А что потом?

В нашей стране в свободной продаже огнестрельного оружия нет. Тем Не Менее стреляют отчаянно. Где берут, как достают — неведомо, зато жертвы у всех на виду. И происходит вся эта стрельба под несмолкаемые разговоры о необходимости разрешить продажу оружия. Ведь в Америке же продают его свободно, и это, наверное, хорошо.

Хорошо, да не очень. Как раз в Америке оружейный вопрос сейчас, пожалуй, самая острая тема. Недавняя расправа, где жертвами стрелка стали 26 человек, буквально расколола страну надвое. Одни считают, что на силу нужно отвечать силой: раздавать пистолеты учителям и ставить у входов в учебные заведения вооружённых охранников. Другие уверены в необходимости законодательно ограничить торговлю огнестрельным оружием. Президент Барак Обама, похоже, стоит накануне самого непопулярного решения — запретить продажу оружия, то есть отменить одну из статей американской Конституции, гарантирующую гражданам право владеть оружием. А пока с полок оружейных магазинов сметают всё, что способно стрелять. Одни, чтобы было чем защищаться, другие...

А как у них?

Германия. В 2002 году исключённый из школы Роберт Штайнхаузер убил 13 и ранил двух человек. Преступник застрелился. Случайным совпадением стало то, что за несколько часов до трагедии бундестаг ужесточил регламент обращения с оружием.

В 2006 году выпускник одной из школ Бастиан Б. убил одного и ранил 8 человек, после чего застрелился. Позднее выяснилось, что будущий стрелок несколько лет думал о расстреле и даже создал компьютерную модель своей школы и игру-стрелялку к ней.

В 2009 году Тим Кречмер убил 15 человек и ранил 7 в своей бывшей школе. Кречмер застрелился.

Китай. СМИ отмечают всплеск школьного насилия в КНР. В 2002 году школьник насмерть отравил 9 однокашников, за что был казнён. В 2004 году 34-летний мужчина-маньяк ранил 25 детей ножом, за что был казнён.

В 2006 году мужчина убил двух и ранил трёх человек, за что был казнён. В 2007 году мужчина убил одного и ранил трёх учеников начальной школы. В 2010 году бывший врач убил 8 и ранил 5 учеников начальной школы, за что был расстрелян по суду.

Наталья АСТАХОВА.


По материалам информационного агентства Крымская правда

Тоже важно:

Дата: 23 января 2013 | Разделы: События
Метки: Стреляли
23 января 2013

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля