В США прошли торжественные мероприятия, посвящённые второй инаугурации Барака Обамы. За принесением президентской клятвы на Капитолийском холме, по оценкам организаторов, наблюдали 600-800 тысяч человек. Это примерно в 2,5 раза меньше, чем в прошлый раз, тем не менее всё равно значительно больше, чем собирал предшественник. При этом из 44 президентов, какие управляли Соединёнными Штатами, только 13 провели по два полных срока в Белом доме. Станет ли Обама четырнадцатым?
По мнению ряда американских экспертов, коэффициент популярности пяти из семи лидеров Соединённых Штатов, какие по два срока управляли страной после окончания Второй мировой войны, постепенно снижался во время их повторных президентских каденций. К примеру, средний рейтинг Гарри Трумэна за первый срок составлял 56%, а второй 36%. Популярность Дуайта Эйзенхауэра снизилась с 70% до 60%, Линдона Джонсона с 74% до 50%, Ричарда Никсона с 56% до 34%, Джорджа Буша-младшего с 62% до 37%. Исключениями из этого правила стали Рональд Рейган и Билл Клинтон: рейтинг первого срока Рейгана составлял около 50%, а второго 55%, рейтинг Клинтона 50% и 61%. И это при том, что имя Рейгана оказалось в центре скандала «Иран-контрас», а Клинтону грозил импичмент за ложь под присягой. Эксперты Фонда Гэллапа отмечают, что рейтинги первых сроков как Рейгана, так и Клинтона достаточно близки к сегодняшнему результату Обамы. По их оценкам, если экономическая ситуация в Соединённых Штатах в ближайшие четыре года улучшится, то высока вероятность того, что вырастет и рейтинг популярности Барака Обамы. Вот только о возможности экономического улучшения эксперты высказываются с большой осторожностью.
Пока что государственное стимулирование американских предприятий не принесло ощутимых результатов, а «доступное здравоохранение» так и осталось наполовину лозунгом. Об обещаниях сократить вдвое дефицит госбюджета и обеспечить американцев работой лучше даже не напоминать. На второй срок Обама заступает, признавая, что среднему классу придётся ещё туже затянуть пояса, так в течение десяти лет требуется сократить дефицит государственного бюджета на 4 триллиона долларов.
Впрочем, инаугурационная речь президента была полна приличествующего случаю оптимизма.
- Возможности Америки безграничны, потому что у нас есть все качества, какие требуются в этом мире без границ, сказал Барак Обама.
Широко разрекламированная в своё время политика «перезагрузки» в отношениях с Россией с треском провалилась, и, по мнению обозревателей по обе стороны океана, возвратиться к ней в ближайшее время не получится. Отношения между странами становятся всё холоднее достаточно вспомнить российский закон об иностранных агентах, американский «список Магнитского» и принятый в ответ так называемый «закон Димы Яковлева», в котором либералы-западники увидели лишь один пункт запрещающий усыновление российских сирот гражданами США, хотя истинное содержание этого закона в жёстком ограничении деятельности американских агентов влияния на территории РФ. Кроме того, США не отказываются от планов развёртывания своих противоракетных систем в Восточной Европе, на что Россия не может не реагировать. Учитывая проблемы на Ближнем Востоке и непростые взаимоотношения с Китаем, гордиться внешнеполитическими достижениями явно рановато. Тем не менее радикальных перемен во внешней политике США не предвидится.
- Мы проявим смелость уладить наши противоречия мирным путём, потому что взаимодействие надёжнее конфронтации, пообещал Обама.
Несмотря на благие намерения, выполнить данное Дмитрию Медведеву обещание вести себя после выборов более взвешенно Обама вряд ли в силах одной только смелости для этого недостаточно.
Барак Обама назвал Америку самой могущественной нацией, которая должна помогать «всем тем, кто стремится к свободе и равенству».
- Поступать так от их имени велят нам наши интересы и сознательность, поэтому мы будем поддерживать демократию от Азии до Африки и от Америки до Ближнего Востока, сказал 44-й президент США.
Комментаторы классифицировали речь Обамы как леволиберальную.
- Наш путь не завершён, пока к нашим гомосексуальным братьям и сёстрам не будет такого же отношения, как ко всем остальным, как прописано в законе. Ибо если мы и вправду созданы равными, то, несомненно, любовь, которую мы испытываем друг к другу, также должна быть равноправной, подчеркнул президент США.
Сам он женат на женщине, демонстрируя таким образом разумный консерватизм.