Последние новости

Реклама

Наталья Дремова

Об этом пишет издание «РИА Крым».

Весной и осенью в Крыму случились два «овощных кризиса»: сначала внезапно удвоились цены на овощи борщевого набора, а не так давно вдруг резко подорожал картофель. Сейчас продавцы несколько поумерили аппетиты. Тем не менее есть ли риск повторения этих ценовых скачков в ближайшие месяцы?

Размер имеет значение

Одна из распространенных сельхозлегенд гласит, что Крым сам себя обеспечивает овощами. Какое-то количество, разумеется, выращивает: примерно в пять раз меньше, чем во времена, когда в Крыму было достаточно воды, то есть до перекрытия Северо-Крымского канала.

Справка

- В прошлом году 112 тысяч тонн овощей и 50 тысяч тонн картофеля назвали богатым урожаем. Для сравнения: в 2013г. на полуострове собрали 473 тыс. тонн овощей.

- Съели же крымчане почти 240 тысяч тонн овощей и 158 тысяч тонн картофеля. И это только потребление местных жителей, без учета миллионов туристов.

Завоз овощей и картошки в Крым был, есть и будет. То, что цены на них, как и на все продукты, неуклонно повышаются год от года — миф. В последние пять лет они незначительно колебались, то поднимаясь, то уходя вниз. Цена на лук, к примеру, сейчас ниже, чем пару лет назад. А вот морковь с капустой и вправду подорожали в полтора и почти в дважды по сравнению с ноябрем 2020-го.

Картофель же по темпам роста цены обогнал всех собратьев по грядкам. И есть тому причины, касающиеся всей страны. Спрос в этом году повышенный потому, что из года в год уменьшается выращивание картофеля в личных подсобных хозяйствах. А крупные производители площадей не расширяли.

«В этом году в регионах, которые выращивают в больших объемах картофель, сложились разные, тем не менее неблагоприятные для урожая условия, — пояснила руководитель аппарата Союза участников рынка картофеля и овощей (Картофельный союз) Татьяна Губина. — Где-то была засуха, где-то, наоборот, переувлажнение. Урожай есть, тем не менее не рекордный. И того картофеля, который необходимо торговым сетям, недостаточно».

Покупатель супермаркета у стенда с нефасованной картошкой выбирает средние или крупные корнеплоды, отбрасывая мелочь в сторонку. И такой отвергнутой картошки у магазина в день скапливаются сотни килограммов. Да, размер имеет значение! Если в общей партии «мелочи» десять-пятнадцать процентов, это приемлемо. А что делать, если она почти вся складывается из некрупной картошки?

Торговые сети сейчас включились в «борьбу за размер». Крупный картофель, рассказала Татьяна Губина, покупают по более высокой цене. И покупатель заплатит больше. «Мелочь» размером до 45 мм остается у сельхозпроизводителя, что прямо сказывается на его доходности.

Побороться за доступную картошку можно. Картофельный союз уже предлагал фасовать мелкие корнеплоды и продавать по более низкой цене.

Урожайность овощей в этом году также не радует. На стоимости капусты, к примеру, сказался дефицит рабочих рук. Не придумана ещё такая техника, чтобы заменила человека, который сортирует овощи. Не приезжали мигранты, которые занимались этой работой, а местные не идут на овощебазы даже на высокие зарплаты.

Помидор-ага и перец-оглы

Заграница нам окажет помощь. Уже появились, сообщила Татьяна Губина, большие партии картофеля из Ирана и Пакистана.

«Официально значится, что это импорт из Белоруссии, — разъяснила она. — И мы ждем в конце декабря — первой декаде января картофель из Египта. Импортеры — сами торговые сети. Для отечественных производителей это проблема. На полках магазинов для импорта будут отведены лучшие места, и можно остаться, как это было несколько лет назад, с непроданным, невостребованным товаром. Дорого? Покупатель, если та же картошка не по карману, просто заменит его другим продуктом: макаронами или крупой».

Импортные овощи сейчас в страну также активно завозятся. В Крыму торговые сети предлагают турецкие помидоры, баклажаны, кабачки. Есть на прилавках перец и морковка из Азербайджана.

Чтобы попасть в Крым, партии овощей — и заграничных, и отечественных — проходят через цепочку посредников. Полуостров — логистический тупик. И собственной оптовой системы, включающей и сельхозпроизводителей, нет.

«Эффект оптовой торговли в том, что есть планирование, — говорит руководитель Управления ассоциации содействия торговле Крыма Сергей Макеев. — Подсчёт того, сколько мы всего съедаем, доведение до аграриев потребности в тех или иных товарах. Сейчас мы все уперлись в морковку и картошку. Тем не менее это не крымский продукт, а в основном завозной. И данные овощи лучше закупать на материке, в Крыму они растут не очень хорошо. Лучше бы сосредоточиться на «наших» овощах: помидорах и луке. Не надо стремиться производить все».

Опт гарантирует стабильность цены. Это устраивает тех, кто овощи выращивает, продает и покупает. Организовать крупные закупки можно. Только складывать некуда. И если появятся ещё одно, два, три новых хранилища, это ничего не решит.

Несколько недель назад прошла информация о строительстве у села Чистенькое под Симферополем крупного логистического центра. Крымчане обрадовались и пошли проверять запасы мешков в кладовках: а ну как и простые покупатели смогут в конце 2023 года отовариваться там по сверхнизким ценам?

На самом деле, подчеркнул Сергей Макеев, новый центр должен закрыть потребности одной конкретной сети продовольственных магазинов. Сделать её более конкурентноспособной, с ценами на товары ниже, чем в иных магазинах. Те объёмы продуктов, что не будут востребованы, имеют возможность быть реализованы другим сетям или средним и мелким оптовикам.

Тем не менее это — не система. А Крым нуждается именно в системе, куда обязательно было бы встроено собственное производство, закупки, хранение и распределение крупных партий продуктов. Причем часть законтрактованной продукции разумно хранить там, где её сделали, и завозить в Крым небольшими партиями.

Ажиотаж: кто заработает

Сбор урожая состоялся. Все проблемы этого года обозначены, каждая внесла свою лепту в стоимость выращенного. Может ли что-то вновь подстегнуть цены?

Однозначно на рынках мы увидим картофель по сто и более рублей, капусту по семьдесят. Это как раз будет крымская продукция из небольших фермерских или личных подсобных хозяйств. Ручной труд, высокая себестоимость. Тем не менее рядом на прилавках или в магазинах можно будет найти такой же товар, тем не менее в 2,5-3 раза дешевле.

Существенно колебаться уже установившиеся цены не должны. Если, предполагает Сергей Макеев, не будет искусственно создан ажиотаж. На нем как раз хорошо заработают посредники и перекупщики. Каждый из тех, кто перепродает, накидывает не меньше 20% от закупочной цены. Конечный реализатор зарабатывает всего около 5%.

А люди, скупившие впрок товары, потом выбросят все, что не съедено и испортилось.

«Дней за десять до выборов мы мониторили цены на овощи, и борщевой набор оказался в дважды дешевле, чем в Москве, хотя в столице отлично отлажена структура торговли, — вспоминает Сергей Макеев. — Там своя особенность: долгосрочные договоры и ровные цены, которые не снижаются даже в промежуток времени сбора урожая, когда продукция дешевеет. У нас минпром и минсельхоз поработали, результат был. Тем не менее для Крыма это — точечный укол. Потом началась картофельная истерика, цены поднялись на весь борщевой набор. Ценовую стабильность имеют возможность гарантировать только долгосрочные контракты на большие партии продукции».

Кстати, на полуострове существует своего рода «круговорот» продукции. Крымские овощи закупают материковые покупатели, и те появляются на прилавках в разных регионах: экологически чистые и полезные. А к нам везут «помидора-агу», китайский чеснок и капусту из Краснодарского края.

Ажиотажный продуктовый спрос прошедших лет:

2020 г.: крымчане, подстегнутые сообщениями о вероятном дефиците продуктов долгого хранения, подключились к массовым закупкам гречки. Магазины подняли цены и продали залежавшиеся запасы. Фаворит спроса — имбирь, его скупали из-за слухов, что он помогает защититься от коронавируса.

2018 г.: слухи о неминуемом подорожании растительного масла привели к резкому увеличению спроса, крымчане покупали десятки бутылок впрок. Тогда цена не изменилась, стремительно подскочила только три года спустя…

2014 г.: в феврале крымчане, напуганные украинской неизвестностью, сметали с прилавков консервы, крупы, сахар, растительное масло.

2006 г.: небывалый случай, тем не менее в феврале жители полуострова вдруг бросились покупать соль, заверяя друг друга, что она вот-вот исчезнет. Притом, что тогда на полуострове несколько местных предприятий производили это продукт. Соляная паника вспыхнула на Украине и была связана с реконструкцией одного из добывающих предприятий. Волна добралась до Крыма, и здесь из магазинов вмиг «размели» соль.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля