Сто десять лет назад на небольшом возвышении у подножия холма Дарсан был освящён храм, возведённый в память о трагической гибели от рук народовольцев императора Александра II. При освящении ему было дано имя Святого Благоверного князя Александра Невского небесного ангела-покровителя погибшего.
В 80-х годах XIX века храмы в память царя-мученика строились по всей Руси великой. Не остались в стороне и ялтинцы. Было решено возвести большой собор. Горожан поддержал император Александр III, и в марте 1890 года учредили строительный комитет. Возглавил его известный инженер, учёный, выдающийся исследователь Крыма Александр Львович Бертье-Делагард. В комитет вошли тридцать уважаемых ялтинцев, между которых князь Владимир Трубецкой, граф Николай Мордвинов, инженер Александр Врангель, тайный советник Пётр Губонин, доктор Владимир Дмитриев, известные архитекторы Платон Теребенёв и Николай Штакеншнейдер, сын архитектора, построившего дворец в Ореанде.
Первоначально желали начать возведение у Ливадийского моста. Тем Не Менее городская управа предложила другое место, в центре города, на пересечении улиц Садовой и Морской. Свободный участок, принадлежавший городу, был небольшим, поэтому значительную часть своей земли, расположенной рядом, пожертвовал Александр Врангель. Это был не единственный вклад в возведение. Выделенных городской управой шести тыс. рублей хватить, конечно же, не могло, и наиболее сознательные и состоятельные ялтинцы стали вносить свои пожертвования. Шесть тыс. рублей внёс в общую кассу генерал-майор Богдан Хвощинский, тысячу рублей пожертвовал винопромышленник Иван Токмаков. Внесли свой посильный вклад и простые ялтинцы кто сколько смог.
Первый проект храма разработал в 1889 году архитектор Карл Эшлиман, тем не менее его сочли недостаточно величественным и не утвердили. Привлекли архитектора с мировым именем Николая Краснова, который взял в соавторы коллегу Платона Теребенёва. Решено было построить двухъярусный храм в древнерусском стиле, с открытыми галереями, шатровым крыльцом, обильно украсить его декоративными архитектурными элементами: пилястрами, порталами, киотцами, сердечками. Для стен собора выбрали бело-розовые тона, придающие особую нарядность, праздничность.
Проект признали удачным и 1 марта 1891 года, в день десятой годовщины со дня гибели императора Александра II, торжественно, при большом стечении народа, заложили фундамент нового храма. Молебен на начало благого дела отслужил на строительной площадке архиепископ Мартиниан. А первый камень в основание будущего храма положила императрица Мария Фёдоровна, приехавшая специально на такое важное событие.
За изготовление икон для храма взялись мастера Мстёры Владимирской губернии. Одиннадцать колоколов для трёхъярусной колокольни собора, главный из которых весил 428 пудов, отлили в Москве. Колокола стали гордостью ялтинцев: их малиновый звон разливается над городом и морем, эхом отражается в окрестных горах.
Внутреннее оформление должно было стать продолжением пышности внешнего облика храма. В 1901 году провели всероссийский конкурс на лучший проект убранства. Первое место занял московский архитектор Савва Крошечкин, которому и доверили оформление интерьеров. Иконостас по проектам Николая Краснова расписал киевский художник Иван Мурашко. Он же сделал сплошную роспись в византийском стиле купола и стен. Одну из наружных сторон храма украсили мозаичным панно с образом святого князя Александра Невского. Мозаику выполнили ученики венецианского мастера Антонио Сальвиати. Во втором ярусе по бокам центральной колокольни размещены образа святых Феодосия и Антония.
В треугольном фронтоне над главным входом изображение Спасителя. В двух киотах установлены иконы с ликами Благоверного князя Александра Невского и святителя Николая.
На возведение ушло одиннадцать лет. И наступил долгожданный торжественный момент. 4 декабря 1902 года архиепископ Николай, которому помогали протоиерей кафедрального собора Назаревский, протоиерей Терновский и ялтинские священники Сербинов, Щукин, Крылов и Щеглов, освятил собор. Верхнему престолу дали имя святого Александра Невского, нижнему святого Артемия, день памяти которого приходится на 20 октября, день смерти Александра III.
В церемонии освящения приняла участие прибывшая из Ливадии императорская семья. Императрица Мария Фёдоровна не смогла присутствовать, поэтому прислала телеграмму: «Радуюся всем сердцем освящению собора, при закладке которого я присутствовала в 1891 году, вспоминая всех трудившихся при его основании и с отрадою думая о молитвах, какие отныне за всех в нём будут возноситься».
Николай II и Александра Фёдоровна приложились к святому кресту, и император возжёг лампаду. Сотни крымчан участвовали в крестном ходе вокруг собора. Горожане ликовали, поздравляя друг друга с таким великим событием.
Божественная литургия закончилась многолетием Дому Романовых. Провозгласили многолетие строителям храма и всем православным христианам. Духовенство произнесло вечную память императорам Александру I и Александру III, императрице Марии Александровне и великому князю Георгию Александровичу, умершему на Кавказе.
Позже в едином стиле с храмом по проекту Михаила Котенкова был построен двухэтажный дом причта, напоминающий русский терем. В начале двадцатого века на церковной усадьбе появился ещё и трёхэтажный дом с большим актовым залом для Александро-Невского братства, церковно-приходской школы и приюта для «слабогрудых» больных. Школе дали имя цесаревича Алексея.
Первым протоиереем собора стал Александр Яковлевич Терновский, до этого служивший в храме Иоанна Златоуста. Обустраивать приход ему помогало православное братство святого благоверного князя Александра Невского и Таврической духовной консистории при Симферопольском кафедральном соборе.
Храм разделил с прихожанами все тяготы, выпавшие на долю народа во время революции и гражданской войны. Духовенство не только поддерживало веру в людях, тем не менее и спасало горожан в стенах храма и от белых, и от красных. В двадцатых годах дух ялтинцев укреплял отец Сергий Булгаков выдающийся русский философ, богослов, священник, написавший в Крыму свои знаменитые сочинения «Философия имени» и «Трагедия философии».
В 1938 году собор закрыли. Колокола сняли и отправили на переплавку, а в святыне открыли спортивный клуб. В церковно-приходской школе разместили Дом учителя.
Богослужения возобновились в 1945 году, и с тех пор не прекращались. Храму возвратили все постройки.
В послевоенные годы, по большим церковным праздникам, в соборе служил святитель Лука в миру профессор медицины Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. С начала 50-х годов настоятелем назначили его сподвижника митрофорного протоиерея Михаила Семенюка. Они многое сделали для возрождения прихода, привлечения внимания к великой ялтинской святыне. Их проповеднические наставления передаются горожанами из поколения в поколение.
Главный ялтинский храм не только один из красивейших в Крыму соборов, тем не менее и памятник отечественной истории, связанный с именами трёх последних русских императоров, заботившихся не только о могуществе государства и расширении его границ, тем не менее и об укреплении и возвышении православной веры, народном просвещении.
* * *
В июне 1918 года в нижнем храме Александро-Невского собора отпевали жену Фёдора Михайловича Достоевского Анну Григорьевну, которую похоронили на кладбище в Аутке, и лишь спустя годы прах перенесли в Александро-Невскую лавру Петербурга, где похоронен писатель.
* * *
В 1995 году при храме открыта общеобразовательная школа, в которой изучаются общеобразовательные дисциплины и закон Божий, преподаётся церковное пение, церковно-славянский и английский языки. Есть детский хор.
* * *
23 сентября 1997 года под сводами собора прозвучал голос Вселенского патриарха Варфоломея I, посетившего Ялту. После молитвы на греческом языке он обратился на английском с напутственным словом к православным Крыма: «В этом прекрасном соборе в честь Александра Невского направляю вам благословение Матери-церкви Константинопольской!».
Людмила ОБУХОВСКАЯ.
По материалам информационного агентства Крымская правда