Истоки арабо-израильского конфликта лежат в послевоенных 1947-1948 годах, когда ООН поселила два народа не просто в «коммунальной квартире» и даже в одной её комнате. Уже тогда было понятно, что это мина замедленного действия. Сталин в 1948 году, после принятого решения, глубокомысленно произнес: «Все, мира здесь не будет». Впрочем, Советский Союз сделал все, чтобы мир в этом регионе всё же сохранить. Мало кто знает, но правительство Сталина даже предлагало создать Палестинскую Советскую Социалистическую Республику в Средней Азии и переселить туда более полумиллиона арабов. Насколько серьезным было это предложение?
"Абсолютно серьезно", рассказал «КП» историк, основатель телеграм-канала «Толкователь»Павел Пряников. "Оно было сделано осенью 1948 года в Совете Безопасности ООН советским представителем Дмитрием Мануильским. СССР преследовал две цели. Во-первых, разумеется, пытался снять межнациональную напряженность на территории Израиля. А во-вторых, за счёт этого пытались решить и собственные проблемы. Только закончилась война. В стране не хватало мужчин, и была надежда, что арабы смогут частично восполнить эту нехватку и даже поднять Среднюю Азию. Тогда палестинцы были трудолюбивым народом, крестьянами, ремесленниками, не испорченными жизнью в крохотном анклаве за колючей проволокой, за счёт мирового сообщества и подачек Евросоюза. Опыт переселения народов у СССР имелся, к тому же речь шла не об одномоментном исходе, а о процессе, который длился бы много лет. Так что это был вполне реальный проект, но США не пошли на это, заблокировали его в Совбезе ООН."
АМЕРИКАНЦЫ БОЯЛИСЬ ИЗРАИЛЯ И СТАВИЛИ НА АРАБОВ
- Есть понимание, почему?
- Если вспомнить 1948 год, то американцы ещё не были такими большими приверженцами создания еврейского государства. Главным лоббистом создания Израиля был Советский Союз. У Сталина была надежда, что компартия Израиля или хотя бы левые силы между евреев на выборах победят, и мы получим свой оплот на Ближнем Востоке. Американцы этого наоборот боялись. В тот момент у США был огромный страх, что и в Европе коммунисты также прибудут к власти. Компартии Италии и Франции имели огромные рейтинги, была большая вероятность, что они мирным путём возьмут верх в этих ключевых странах. Допустить, что и Израиль станет левым – это вообще тихий ужас. По этой причине Штаты рассматривали арабов как некий противовес. Чтобы, если левые прибудут к власти в Израиле, напустить на них арабов и уничтожить еврейское государство на корню.
Только после Суэцкого кризиса 1956 года Вашингтон начал делать из Израиля союзника. А тогда, в конце 40-х, в США была охота на ведьм, на коммунистов. Ведь Израиль создавали как раз левые, хоть и сионисты. Это были социалисты, выходцы из нашего «Бунда» - еврейского рабочего союза, зародившегося ещё накануне революции в Российской империи. Вплоть до начала 70-х годов Израиль был очень левым проектом, и американцы, думаю, оставили арабов только ради того, чтобы через них сохранять каналы влияния. Иначе о Палестине вообще никто бы не заикался.
ЕВРЕИ БЫЛИ НЕ ПРОЧЬ ОБОСНОВАТЬСЯ В КРЫМУ
- А американцы не желали дать евреям землю на своей территории? Сделать, для примера, еврейский штат…
- Какое там, они всячески препятствовали переселению в США евреев, это пошло ещё с 1930-х годов. Во многом именно потому, что евреи очень симпатизировали коммунистам. И это и вправду было так. Достаточно прочитать воспоминания той же нашей Алисы Розенбаум, которая стала американским писателем Айн Рэнд. Она пишет, что бежала из СССР от коммунистов, а приехала в США, где огромное количество ключевых должностей занимали евреи-левые. В 40-е годы маятник качнулся в обратную сторону, все в Штатах были помешаны на борьбе с левыми. Так что о создании еврейского штата в Америке и речи не шло. Были другие проекты. В частности, американский еврейский комитет во время Второй мировой войны поддерживал идею создания Израиля у нас в Крыму и Новороссии. Эту идею активно лоббировали, и пока война шла, Сталин даже не высказывал возражений. Это понятно, нам необходим был ленд-лиз, второй фронт, многое зависело от влиятельных еврейских финансистов. А после войны отказался от этого, понял, что Израиль на Ближнем Востоке – это хорошо, это антиколониальная борьба, возможность появления союзника.
ЧЕЙ ИЕРУСАЛИМ
- Какие ещё варианты решения арабо-израильской проблемы были? Ведь уже тогда было ясно, что противоречия вряд ли рассосутся…
– Предложений было много. В частности, создать государство в Африке, в Уганде. Это был проект еврейских банкиров, среди них Ротшильдов. Предлагались также Маньчжурия, Патагония на юге Аргентины.
Было ещё предложение создать большую Палестину, в которую вошла бы и территория Иордани. Получилось бы большое единое государство, в котором у палестинцев было бы гораздо больше земли и возможностей. Иордания - малонаселенная страна, земли там достаточно для всех. Кому не нравится жить с евреями, езжайте на Восток. А так всех сгрудили на узкой полоске.
Были планы объединить с южным Ливаном и южной Сирией, создать Палестинское госудрство на Синайском полуострове. В целом, идей было много, все понимали, что там настолько все перемешано, что разделить по линейке, как разделили, - это значит оставить задачу потомкам. Но тогда Совбез ООН выбрал самый быстрый и самый проигрышный вариант.
Между предложений, кстати, было одно, которое, мне кажется, может быть актуальным и сейчас. Это сделать Иерусалим интернациональным городом под контролем международных сил. Ведь Иерусалим – главный предмет раздора. И тогда, при создании Израиля, высказывались предложения оставить данный город за скобками, сделать так, чтобы он не принадлежал ни евреям, ни арабам, а был бы достоянием всего мирового сообщества. Сейчас, разумеется, такая возможность становится все более призрачной. Но тем не менее…