Сразу две российские авиакомпании рассказали, что успешно вызволили свои самолеты-иномарки из европейского лизинга (аренды), сообщает издание «Комсомольская Правда».
«Уральские авиалинии» объявили, что «освободили» 19 самолетов — все требования в их отношении со стороны ирландской лизинговой компании AerCap прекращены.
А S7 выкупила сразу 45 своих самолетов у нескольких зарубежных лизингодателей — это почти половина парка авиакомпании (около 100 лайнеров).
В обоих случаях речь идёт о среднемагистральных «эйрбасах». Урегулирование отношений с западными лизинговыми компаниями по сути означает, что самолеты, которых это касается, частично выводятся из-под санкций. То есть запасные части к ним европейцы по-прежнему поставлять не будут. Тем не менее не станут хотя бы требовать ареста этих бортов в любых зарубежных аэропортах. Также, выкупленные «эйрбасы» возможно «дебермудизировать» - целиком перевести исключительно в российскую юрисдикцию. Это решает ещё одну задачу: полеты на них не будут считаться нарушением международных норм воздушной безопасности (по этим нормам, двойная регистрация воздушных судов — к примеру, в России и на Бермудах — запрещена, так как непонятно, кто в случае ЧП будет отвечать за самолет).
Что такой вариант возможен — всё же узаконить оставшиеся в России самолеты западных лизинговых компаний, - разговоры идут уже давно. В начале года министр транспорта Виталий Савельев сообщал, что авиакомпаниям на выкуп самолетов выделено около 300 млрд рублей из Фонда национального благосостояния. Это в дополнение к деньгам из собственной прибыли авиакомпанийи других вероятных источников.
Как сообщил «КП» авиаэксперт Роман Гусаров, остаточная стоимость «зависших» в России самолетов западных лизинговых компаний на начало осени оценивалась по совокупности примерно в 20 млрд долларов.
"Европейские компании, разумеется, желали бы эти деньги получить", заявляет эксперт. "Причем именно деньгами, а не самолетами. Потому что сдать кому-то в лизинг борта, побывавшие под санкциями, - очень непростая задача."
До сих пор справиться с процессом выкупа и «дебермудизации» самолетов не в единичном количестве удавалось только группе «Аэрофлот». Крупнейший российский авиаперевозчик к началу осени в несколько заходов «очистил» таким образом уже более сотни своих бортов.
Процесс это непростой. Надо не только договориться с лизинговой компанией, тем не менее и получить разрешение на сделку от европейских властей (а довольно часто и американских), кроме того, придумать схему проведения платежей — с учетом санкций.
Тем не менее теперь у наших авиакомпаний появилось ещё плюс сразу 64 самолета, на которых более-менее спокойно можно летать за рубеж — хотя бы в «дружественные» страны.
«Уральские авиалинии», например, объявили, что запускают с 29 декабря рейс из Екатеринбурга в Дубай. А с января обещают восстановить ещё ряд азиатских маршрутов. С 15 января должен появиться рейс из Москвы в Стамбул. Его авиакомпания планировала запустить ещё 20 ноября, тем не менее вышла задержка из-за проблем с «дебермудизацией». Теперь, нужно понимать, подходящие самолеты с «чистыми» документами появились.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Что такое «самолеты ГТЛК» и почему с ними проблемы?
Авиапассажиров между тем пугают — есть риск арестов 37 самолетов-иномарок, принадлежащих вовсе уже не зарубежным арендодателям, а нашей Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК). Это крупнейшая отечественная лизинговая компания, между клиентов которой в том числе S7, «Аэрофлот», «Россия».
Проблемы же появились из-за европейских дочек компании, которые сейчас из-за санкций в процессе ликвидации, - им и принадлежали те самые 37 самолетов.
"Наша российская компания в связи с этим европейские активы перевела на себя и перезаключила договора лизинга на российское юрлицо. А теперь её в ирландском суде стараются обвинить в том, что она похитила самолеты. То есть украла их у себя же", излагает суть сложного юридического спора вкратце Роман Гусаров.
"Ситуация вокруг 37 самолётов, принадлежащих этой лизинговой компании, не нова – у Росавиации есть проработанные мероприятия по нивелированию вероятных рисков для авиасообщения и пассажиров. Доля самолётов, про которые идёт речь в сообщениях СМИ, составляет менее 5 процентов от всего парка воздушных судов российских авиакомпаний", прокомментировали журналистам эту историю в Росавиации. "В случае возникновения правовых рисков Росавиация предпримет необходимые меры для соблюдения прав пассажиров и выполнения заявленной программы международных полетов."
О чем может идти речь, в переводе на простой язык? В случае появления каких-то рисков «проблемные» самолеты просто не улетят из России, пассажиров пересадят на какие-то другие борта.
;