Последние новости

Реклама

Россия официально является членом 28 международных организаций. Плюс есть разные «клубы по интересам» и «неформальные объединения». Где-то мы страна-основательница, а где-то – наблюдатель. Где-то платим обязательный взнос, где-то – добровольный, а где-то не платим ничего. Однако так или иначе на всю эту международную движуху в федеральном бюджете выделено более 200 млрд рублей в год. Куда идут эти деньги? Что мы получаем взамен? И можно ли на этом сэкономить?

Об этом сообщило издание «Комсомольская Правда».

ЗАЧЕМ НАМ ЭТО требуется

Как и любая бюрократия, участие в международных организациях – штука спорная. Ну собрались какие-то чиновники, ну что-то обсудили. Приняли ничего не значащее «коммюнике» с общими словами. Мол, приняли соглашение продолжать работу в заданном направлении, встретимся через год…

"Членство в международных организациях дает возможность влиять на процессы формирования международных правил и норм, по которым нашей стране придется играть, и которым придется подчиняться", считает Михаил Хачатурян, кандидат экономических наук, доцент департамента стратегического и инновационного развития Финансового университета.

"У каждого объединения свои цели и задачи. Если Россия является членом той или иной организации, значит, плюсы от членства «перевешивают» минусы в виде ограничений, обязательств и/или дополнительных бюджетных трат в виде членских взносов", считает Ксения Бондаренко, старший преподаватель факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики.

"Чем больше площадок для взаимодействия, тем шире охват стран, с которыми можно выстраивать международное сотрудничество по насущным проблемам", говорит Антонина Левашенко, руководитель Центра «Россия – ОЭСР» Российской академии народного хозяйства и госслужбы.

Хороший пример - борьба с уклонением от уплаты налогов. Этим активно занялись с 2013 года, вместе с тем с подачи России. И с тех пор выводить деньги за рубеж и прятать их в офшорах стало существенно сложнее. То есть во многих случаях за абстрактным «международным сотрудничеством» стоит решение каких-то реальных проблем. Однако на все это приходится тратить деньги. Нередко немалые. А в нынешних условиях, когда международная коммуникация пробуксовывает и по тем же налогам многие страны Запада прекратили с нами сотрудничать, возникает резонный вопрос...

…СТОИТ ЛИ БОЛТОВНЯ СВЕЧ?

Суммы разные. Однако все они исчисляются миллионами долларов (подробнее – см. «Наглядно»). Размер зависит от разных факторов. Как правило, чем богаче страна, тем больше она платит.

"К примеру, в ООН шкала взносов по странам определяется с учетом платежеспособности страны и её доли в мировой экономике. Россия занимает 9-е место в топ-10 доноров ООН - в бюджете организации на наши взносы приходится 3,08%. Для сравнения, доля США - 22%, доля Китая - 7,9%. Доля корректируется каждые три года", говорит Антонина Левашенко.

Кроме членских взносов, есть траты на содержание аппарата. Ведь кому-то требуется участвовать в заседаниях, готовить доклады. Эти люди получают зарплату, им арендуют жильё, оплачивают транспорт и прочие расходы. Так, может, пора оптимизировать эти затраты, раз они нередко становятся бессмысленными?

ЧМОКИ МОКУ

Платить некоторым международным организациям мы уже прекратили. К примеру, Международному олимпийскому комитету и Всемирному антидопинговому агентству.

"Между наиболее значимых организаций, которые лишились денег от нашей страны, стоит отнести Совет Европы. Ежегодный взнос туда составлял примерно $30 млн. ВАДА потеряла $1,2 млн. В общем, как показывает практика последних двух лет, если Россию в каких-то организациях поражают в правах или отстраняют, то отказ от выплат членских взносов хоть и не отрезвляет руководство этих организаций, однако позволяет сохранить деньги, которые можно потратить внутри страны. Если суммировать остановленные платежи, экономия в последние два года уже составила около $100 млн. Значительное подспорье для бюджета", подсчитал Михаил Хачатурян.

Тем не менее манерно хлопать дверью и выходить среди всех международных организаций из принципа или ради экономии нет смысла, считают эксперты. Это всё же крайняя мера. Желательно оставаться везде, где только можно, чтобы держать руку на пульсе и доносить свою точку зрения.

"Выходя из международной организации, государство теряет гораздо больше, чем экономит. А именно – лишается ценных инструментов проведения своей внешней политики по вопросам, входящим в компетенцию такой организации. Отказ от международных контактов только усугубляет отчужденность между государствами уже не на почве геополитических недоразумений, а на почве недостатка информации о позициях друг друга по насущным вопросам", считает Антонина Левашенко.

ГДЕ НАМ СТОИТ ОСТАТЬСЯ

Наибольшей по числу стран-членов и самой значимой является Организация Объединённых Наций. Как правопреемница СССР Россия имеет статус страны-основательницы ООН. Здесь точно стоит остаться.

"От ООН плюсов много - это и право вето в Совбезе, а также другие моменты, которые придают значительный вес России как державе. Членство в ООН позволяет понимать и контролировать ситуацию", говорит Александр Тимофеев, доцент кафедры экономики РЭУ им. Плеханова.

Также, есть много региональных организаций, где Россия играет важную роль (ОДКБ, БРИКС, ЕАЭС, ШОС и т.д.). Где-то нас не сильно желают видеть страны Запада, в частности, в организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничество (АТЭС). Однако именно по этой причине там важно застолбить место и отстаивать свою точку зрения.

"Отказ от участия в этих организациях нанесет наиболее ощутимый удар по статусу России как мировой державы и поставит под вопрос её экономическое благополучие. При этом даже в таких организациях как ВТО (Всемирная торговая организация", Ред.) или АТЭС, где со стороны США и ЕС предпринимаются попытки всячески принизить и ограничить роль нашей страны, членство всё же стоит сохранить, потому, что это вполне удобные площадки для донесения нашей точки зрения на мировые процессы. А затраты на членство не столь значительны, - считает Михаил Хачатурян.

"Все более привлекательны для России БРИКС, ОПЕК и ЕАЭС. В частности, БРИКС - это 32% мировой экономики, тогда как G7 (группа стран «Большой семерки») - только 30%. Россия на 85% оплачивает ЕАЭС, однако он того стоит, наращивая экономические связи и мощь союза", считает Александр Тимофеев.

"В нынешней наиболее обостренной политической и экономической обстановке в мире Россия стремится сохранить и развивать механизмы взаимодействия с теми странами, которые готовы к диалогу и взаимодействию на взаимоуважительной и равноправной основе, однако также мы открыты к контактам по вероятным точкам соприкосновения с теми странами, которые по каким-то причинам стремятся нам противостоять. Отказ от такого подхода приведет лишь к желаемой для наших оппонентов самоизоляции, очевидно, что дарить им такой шанс не стоит", добавляет Михаил Хачатурян.

НАГЛЯДНО

Сколько и кому мы платим каждый год, $

ООН 150 млн

ПАСЕ 35 млн (прекратили платить)

ВОЗ 30 млн

МВФ 12 млн

МОТ 10 млн

ОБСЕ 8,5 млн

ЮНЕСКО 8 млн

ВТО 5 млн

ВАДА 1,3 млн

МАГАТЭ 1 млн

АТЭС 1 млн

По информации открытых источников.

;

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля