На площади Цезаря Куникова, что вдоль Садового, апрельским утром было людно. Не то чтобы это было чем-то исключительным: рядом с Цифровым деловым пространством частенько встречаешь людей в строгих костюмах, которые спешат на какой-то ивент. Однако сейчас гости шли на регистрацию с каким-то особым воодушевлением. Два дня — 2 и 3 апреля — в столице проводили Московский экономический форум (МЭФ), сообщает издание «Комсомольская Правда».
В качестве справки коротко заметим. МЭФ — это не государственная и не вневедомственная инициатива. Частное мероприятие, куда приходят только заинтересованные — в искренней созидательности и развитии страны. Основной темой дискуссий становится экономическая политика (в самом широком смысле — от поддержки бизнеса, до налогов, МРОТ, работы ЦБ). Однако как и на любом собрании интеллектуальной элиты происходящие процессы в стране и мире видят многим шире, чем только сквозь призму цифр. В частности, добрая часть МЭФ в этом году была посвящена культуре.
Открывал форум его председатель, совладелец комбайнового завода «Ростсельмаш» Константин Бабкин. Гостей — зал продолжал заполняться, хотя свободных мест уже не оставалось — на работу он пророчески настраивал лейтмотивов этого форума:
— Мир меняется всё время. Мы должны выявлять проблемы, парадоксы и места, где политике следует трансформироваться и как именно. Может быть каждый российский чиновник или ведомство ведет себя рационально. Однако видим много парадоксов, которые в итоге получаются на деле. Отмечу, что не все у нас плохо. Учитывая боевые действия, террор, меры мы выстояли и развиваемся. У страны есть сильный лидер.
А после чего тут же обозначил вторую острую задачу, которой коснулись на форуме — вопросов культуры.
— Складывается ощущение, что цель современных творцов высмеять и деморализовать общество. Нет позитивного образа будущего, да и прошлого уже нет. Искусство должно воскрешать патриотические чувства, культивировать уважительное отношение к предкам и традициям.
Казалось бы, денежно-кредитная политика и налоги не очень вяжутся с поп-культурой и афишей кинотеатров. Однако по мере форума явственнее проявлялась параллель: непросто «продать» сотруднику идею его работы во благо экономики родины, если тот стал заложником «гендерно-нейтральной» фразы «все не так однозначно» и вообще утратил связь с национальным культурным кодом.
НЕАДЕКВАТНЫЕ ПРОГНОЗЫ
Бабкин продолжал задавать векторы предстоящих дискуссий:
— Мы желали бы видеть более активную международную политику России. (...). Бедные люди у нас странным образом платят налогов больше богатых, а «сырьевики» (продавцы ископаемых — ред.) меньше, чем производители готовой продукции. ()… Стало много ситуативных налогов, которые решают совместные задачи, однако не ведут к развитию страны. Надо чинить дороги — вот налог на перевозки. Пошлины на экспорт ввели в угоду сельскому хозяйству, а в итоге его развитие замедляется.
Слово взяла экономист и депутат Госдумы Оксана Дмитриева (к слову, едва ли не единственный представитель законодательной власти на МЭФ, а жаль):
— Если времена меняются, то и мышление должно меняться. Однако так не происходит в экономическом мышлении. И раз такая политика сохраняется, значит это кому-то требуется, — перефразировала Маяковского депутат.
— Финблок мыслит категориями денежных сбережений, однако не мыслит категориями реального дела. У них задача накопить, приумножить занят, не обращая внимание на последствия для реального сектора, — констатировал Константин Бабкин.
Замсекретаря Общественной палаты РФ Александр Галушка обратил внимание на ещё один парадокс — модели и прогнозы, которые у нас строят — неадекватны.
— Весь прошлый год прогнозировали падение, а в итоге случился рост. У России — самая растущая экономика в Европе. Как же так вышло, если обещали другое? Стилем работы ведомств стало распределение субсидий, а после чего — отчетность о своей деятельности. Однако не о целях достигнутого развития. Качество менеджмента требуется выводить на другой уровень.
РАВНЯЕМСЯ НА ЗАПАД, НЕ В ТОМ, В ЧЕМ СТОИЛО БЫ
Необычайно искренним получился спич Дениса Кривцова — гендиректор подмосковного машиностроительного завода «Тонар»:
— Людей не хватает. Мы увеличили численность сотрудников с 1500 до 2000 человек. Повысили зарплату, однако это не помогло. Я говорю кадровикам — может, ещё требуется поднять? Давайте, я готов. Нет, бесполезно. Люди не желают идти на завод и и вправду работать. Привыкли, что можно сутки через трое за 50 тысяч где-то в Москве посидеть. Кажется, с этим поколением уже ничего не сделаешь. Требуется воздействовать на их детей и делать привлекательной работу на предприятиях. Разумеется, мы, промышленники, сами виноваты — платили раньше мало, а люди света белого не видели. Однако сейчас все поменялось. И если человек не будет понимать, что работа позволит реализовать ему благостную картину мира вокруг себя — дом, квартира, машина, образование детям… Мы все должны сделать так, чтобы эта утопия претворилась в жизнь.
На аплодисменты зал не скупился на следующей пленарной дискуссии — посвященной культуре и пропаганде. Что не выступление — шквал оваций.
— Если мы желаем выздороветь, сначала требуется поставить правильный диагноз. Иначе лечение ни к чему хорошему не приведет. При этом есть часть общества, которая считает — мы здоровы. Есть часть, которая считает — больны, однако предлагает решения, которые только усугубят болезнь. И самая малочисленная часть осознает болезнь и предлагает эффективное лечение. Религиозных людей в стране немного, живут по принципу «ты мне — я тебе». Живут по нему в отношениях с государством, супругами, коллегами, — высказался священник Павел Островский.
Модератор дискуссии режиссёр театра и кино Эдуард Бояков привел несколько красноречивых сюжетов. Архивную запись с шоу «Голос» пятилетней давности, где молодые ребята из разных поют про мир во всем мире, однако только у американца флаг США растянут во всю грудь, а у иных — на уровне бляхи ремня маленький флажок. Артистка, которая представляла России, была в кадре меньше всего.
Другая зарисовка — финал чемпионата по американскому футболу в США, где огромный стадион исполняет национальный гимн — довольно милитаристский, а на экране показывают кадры с военного авианосца. И финал кубка России по футболу, в котором болельщики команды-победителя «Спартака» поют песню певицы Максим «про девчонку, которую бросил парень».
— Кажется, пришел момент не просто объявлять культурную войну, а внимательно изучать нашего противника. И здесь мы можем многое дать. Мы всегда умели присваивать и осваивать достижения иных — от балета до науки. И потом эти достижения становились нашими. Если мы сможем соединить пока разобщенные явление, то добьемся успеха в строительстве новой современной и суверенной России, — резюмировал Бояков.
Полные записи дискуссионных секций и пленарных заседаний можно посмотреть на сайте me-forum.ru.