Китайские банки все чаще отказываются проводить платежи от российских компаний. Проблемы начали возникать ещё в начале года — после того, как США пригрозили банкам третьих стран и их топ-менеджерам санкциями за помощь России. К апрелю ситуация усугубилась. На практике встали, во всяком случае по прежним каналам, поставки товаров, которые хотя бы теоретически имеют возможность использоваться, среди них в военно-оборонных целях. К примеру, электроники, которая сейчас к нам большей частью приезжает именно из Китая. Это и готовая продукция — типа серверов, систем хранения данных, компьютеров, — и компоненты для сборки «железа» в самой России. Впрочем, ряд банков стали совсем перестраховываться и блокируют вообще любые платежи за товары, пункт назначения которых — Россия. Другая часть китайских банков стала запрашивать кучу дополнительных подтверждений — что российский банк и предприятие, откуда идут деньги, никак не связаны с ВПК, кроме того, ЛНР, ДНР, Крымом. В этом случае расчеты, как минимум, задерживаются, а во многих случаях все равно блокируются, сообщает издание «Комсомольская Правда».
Задачу подтвердил на съезде Ассоциации банков России глава ВТБ Андрей Костин. По сказанным им словам, если год назад при переводах в банки дружественных стран, включая Китай, было важно исключать из цепочки предприятия, которые находятся под санкциями, и не использовать систему SWIFT, то теперь центральной проблемой становится собственно географическое положение (Россия).
Что это все может значить для российского потребителя? Не останемся ли мы без какой-то электроники или электробытовой техники, которая большей частью приезжает к нам их Китая или в производстве которой используются китайские компоненты? Как рассказали «КП» на анонимных основах участники рынка, катастрофы не наблюдается - «проблемы решаются», благо российскому бизнесу к этому уже не привыкать.
"Это повторяемая ситуация, она периодически возникает с марта 2022 года. Просто на этот раз к ней появилось больше внимания. Что обычно происходит на практике? Ряд банков блокирует счета российских компаний и переводы по ним. А ряд иных банков счета нашим компаниям открывает. Занимает от полутора до трёх недель — у кого как", сказал «КП» ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. "Стоимость ведения бизнеса от этого особо не меняется, ничего особо не меняется. На эти полторы-три недели у кого-то может зависнуть товар и подняться цены. Тем не менее это не тотально весь рынок — обычно процентов 15. Чаще это дистрибьюторы, которые специализируются на каких-то узких нишах. Когда все стабилизируется, цены у них стабилизируются также. Целиком перекрыть к нам каналы поставок из Китая — это настолько маловероятно, что можно даже это не обсуждать."
Как следует из слов Андрея Костина на банковском съезде, есть несколько вариантов решить возникающие проблемы с внешнеторговыми расчетами глобально. Первый вариант — создание собственной финансовой платформы стран БРИКС, которая бы использовалась для прямых расчетов между входящими туда странами (сейчас их десять: Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР, Иран, Саудовская Аравия, ОАЭ, Египет, Эфиопия). Второй — расчеты в цифровых валютах. Тем не менее на то, чтобы реализовать эти варианты, необходимо время.