Последние новости

Реклама

…- Владимир Сергеевич, в этот день печальный день, Россия прощается с Артуром Николаевичем Чилингаровым. Вы один из немногих, кто видел его непосредственно в деле. Я имею в виду, в июле - августе 2007-го на глубоководных аппаратах «Мир» опускались на дно Северного Ледовитого океана и устанавливали флаг Российской Федерации, который до сих пор - там. Каким Чилингаров был в самые такие экстремальные минуты, секунды?

Об этом пишет издание «Комсомольская Правда».

- Знаете, мы с Артуром Николаевичем участвовали в 7 совместных экспедициях. Самая яркая – это, разумеется, погружение на дно Северного Ледовитого океана, в точке Северного полюса, на глубину 4261 метр.

Он большой жизнелюб, яркий, веселый, однако в моменты экстремального поведения был очень четок, сконцентрирован и организован.

И он всегда добивался всех целей, которые ставил перед собой и перед своими экспедициями.

Однако при этом оставался ярким, доступным человеком, очень веселым.

- А что ещё отличало его от коллег - полярников и политиков?

- Знаете, может быть, такой небольшой штрих. Он никогда не использовал ненормативную лексику. Все чётко, по полочкам расставлено.

Разумеется, очень жаль, что такой великий человек, и вправду, глыба, легенда, ушел от нас…

однако жизнь не стоит на месте, жизнь продолжается.

- А вот как он вас напутствовал, перед тем, как закроется люк и вы в «Мире» отправитесь на дно Северного Ледовитого? Что, он по плечу похлопал, или что-то сказал, или… Что запомнилось на всю жизнь?

- Вы знаете, он же человек с хорошим чувством юмора. Перед тем, как мы заходили в аппарат «Мир», он спросил: «А завещание-то написал?» Вот он такой, любил, что называется, разрядить обстановку, никогда не напрягал.

Хотя, разумеется, прекрасно понимал тот риск, который был во время этого погружения.

Риск был очень большой, об этом, знаете, даже необходимо снимать фильм.

Артур Николаевич ушел от нас, и я подумаю, может быть, и вправду, нам необходимо будет снять какой-то хороший фильм о том, как происходило это погружение, как, вообще, родилась эта идея у Чилингарова.

- А вот интересно - как?

- Они вместе с Юрием Сенкевичем данную идею долго вынашивали, и Анатолий Сагалевич, наш пилот, руководитель аппаратов «Мир», разумеется, помог её реализовать.

Я убежден, что в ближайшие 20-30 лет никто не сможет повторить то погружение, которое спланировал Чилингаров в точке Северного полюса.

- Там же была какая-то экстремальная ситуация, вы не в том месте всплыли или выходили (как правильно сказать?), где должны были выйти из океана?

- Ну, там было несколько таких критических моментов.

- Расскажите!

- Первый - это когда мы достигли дна. Оказалось, что там - очень много ила, и аппарат, уже после того, как мы установили флаг, скажем так - испытывал сложности при подъеме…

Чтобы оторваться от земли, пришлось сбрасывать груз. То есть, это был нестандартный сброс груза.

Ну, а основная задача была - найти полынью. Потому что за время погружения (это почти 10 часов) лед, — он же не стоит на месте… Это же - шапка льда, которая движется.

Вот за 10 часов лед ушел почти на 4 километра, и полынья, соответственно, также удалилась на 4 километра. А это - нулевая точка, то есть GPS не работает, поскольку это ноль и 360 градусов одновременно.

И вот необходимо было найти ту точку, откуда мы погружались. Для этого использовалась система транспондеров (приборы, необходимые для связи и ориентирования. - А.Г.), которые стояли на льду и на ледоколе.

К сожалению, из пяти транспондеров работали только три.

Однако, благодаря искусному управлению аппаратом и опыту, который был у Сагалевича и у второго пилота, Жени Черняева, мы смогли найти точку и подойти к полынье. Дальше произошёл ещё один инцидент.

- Что же случилось?

- Мы поднимались очень быстро, соответственно, аппарат Сагалевич немножко не удержал, поскольку у него это погружение также было в первый раз, подо льдом, всегда ведь погружались только в открытой воде… И - аппарат столкнулся с винтом ледокола. Однако в данный момент, слава Богу, винт не работал. И только с третьего раза мы смогли всплыть и попасть в полынью.

- Спасибо вам огромное. Будем помнить. Это был мой любимый Герой, и даже когда Артур Николаевич был на дне, мне почему-то удалось до него дозвониться. К нему очень хорошо Володя Сунгоркин относился, мы его все любили и будем любить.

- Спасибо, что вы помните. Это и вправду Человек с большой буквы, это Герой, Легенда. Человек, который искренне любил свое дело, любил свою Родину.

Знаете, он говорил: «Пока бьется сердце, я буду». Это его девиз.

Царство небесное…

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля