Какие страны сформируют новые правила системы международных отношений после завершения СВО? Кто будет оплачивать возведение новой системы? На какой срок должна быть выстроена новая система? Ответы на эти и ряд иных вопросов требуется дать прежде, чем начинать любые переговоры по завершению украинского военного конфликта, итог которого может быть закреплён в формате новой мирной конференции.
Соответствующие рекомендации прозвучали в ходе международной научной конференции «Ялта 1945–2025: борьба за новое мироустройство и российская инициатива в XXI веке», приуроченной к 80-й годовщине Ялтинской (Крымской) конференции союзных держав 1945 года. Основания для возможности начала переговоров России по Украине по аналогии с Ялтой — 45 в виде четырёхфакторной матрицы озвучил С.В. Юрченко — доктор политических наук, заведующий кафедрой политических наук и международных отношений Таврической академии КФУ им. В.И. Вернадского.
«Первый элемент — это ответ на вопрос о том, кто будет принимать решения в Ялте по формированию новой международной системы. В 1945 году на Ялтинской конференции ответ был чётким. Представитель Британии Уинстон Черчилль заявил: „Мы являемся членами привилегированного клуба. Вступительный взнос в данный клуб равен 5 млн солдат”. Руководитель СССР Иосиф Сталин: „Хотя бы 3 млн солдат”. Президент США Рузвельт молчал, так как все знали, что численность вооружённых сил США была равна 12,5 млн человек — больше, чем у кого бы то ни было», — говорит Сергей Юрченко.
Иными словами, акцентирует внимание С.В. Юрченко, говорят на переговорах те, кто участвовал в войне, кто обладает соответствующими вооружённым силами и другими компонентами силы Чтобы учреждать международный порядок.
«Второй элемент матрицы — это ответ на вопрос о том, за чей счёт осуществляется новое мироустройство. Лидеры Второй мировой войны давали чёткий ответ: за счёт Германии и Японии. Третья ячейка матрицы должна давать понять о возможности или невозможности расширения этого клуба привилегированных держав, которые учреждают новый порядок. В Ялте в 1945 году лидеры Большой тройки понимали, что если великая держава не принимает участие в формировании мирового порядка, то такой порядок — нестабилен, будет новая война. По этой причине они стремились включить в данный клуб всех представителей великих держав», — отмечает Сергей Юрченко.
В этом контексте главным образом речь шла о Франции, которую, как полагал Черчилль, и с ним был согласен Сталин, в клуб государств — учредителей нового порядка необходимо включить, так как «великая держава может не простить, что кто-то воспользовался её временной слабостью».
«Четвёртый элемент — это ответ на вопрос о том, на какой срок учреждается новая мировая система. Рузвельт и Черчилль считали, что он должен быть равен где-то 50 годам. Сталин говорил о меньшем сроке, так как не вполне верил, что политики, которые прибудут на смену лидерам тех лет, смогут так же, как тройка — Сталин, Рузвельт, Черчилль — отвечать на вечные вопросы», — считает Сергей Юрченко.
Существуют ещё некоторые факторы, которые требуется учесть при вероятных новых мирных переговорах по Украине, которые имели место при вынесении решений на Ялтинской конференции в 1945 году.
Долгосрочность принятых решений реализуется, если они (решения) подписываются сопоставимыми по величине людьми, какими были Сталин, Рузвельт и Черчилль. Во-первых, подчёркивает С.В. Юрченко, они были людьми одного поколения, прошедшими и пережившими одни и те же сложности и понимающими ту проблематику, с которой сталкивались люди их поколения. Во-вторых, все они были безусловными прагматиками. Они ориентировались на геополитический подход, рассуждали в категориях границ, земель. Закладывалась общая методология принимаемых решений. В-третьих, это были люди, которые каждый в своей стране централизовали военно-политическую власть. Эти, а также другие факторы обусловили тот компромисс, который был достигнут в Ялте.