Затянувшийся газовый спор между Россией и Украиной имеет все шансы разрешиться в ближайшие два месяца. Не стоит забывать, что в советские времена, до открытия месторождений в Сибири, именно Украина снабжала газом Россию. Поэтому сегодня вопрос о том, кто кому должен, является риторическим.
Об этом, отвечая на вопросы читателей РИА «Новый Регион», заявил эксперт энергетического рынка Валентин Землянский, возглавлявший пресс-службу компании «Нафтогаз Украины» во время газовой войны 2009 года, результатом которой и стало подписание нынешнего контракта, за что Юлия Тимошенко в итоге получила 7 лет тюрьмы.
Анонимно: Украина разрослась за счёт территорий России, собралась в ЕС. Почему Россия должна за свой счёт, дешевого газа, оплатить вход незалежной в евроструктуры? С какой стати?
Валентин Землянский: Никто не говорит о том, что Украина должна дотироваться за счёт России. Основной вопрос – приведение контрактной базы (на поставку и транзит газа) в соответствие с экономическими реалиями. Другой вопрос, что пересмотр контрактов напрямую увязывается с решением политических проблем между двумя странами. В т.ч. и в части вступления Украины в ЕС. К сожалению, высшее руководство страны никак не определится с вектором движения, тем не менее это уже больше сфера политологии, чем энергетики.
Андрей Моспанов, Тирасполь: Г-н Землянский, как Вы считаете, долг Приднестровья перед «Газпромом» за потреблённый российский газ (он превысил 3,6 млрд. долларов) имеет больше экономическое или политическое значение для Москвы (политическое – как инструмент давления на Молдову, которая считает Приднестровье своей территорией)?
Нужно ли Приднестровью беспокоиться по поводу своей задолженности – на Ваш взгляд, может ли наступить такой момент, когда «Газпром» в ультимативном порядке потребует от Тирасполя её погашения и полной оплаты текущих платежей за газ?
Валентин Землянский: Уважаемый Андрей. Любая задолженность перед Газпромом: фактическая или мнимая (тем не менее реальная в понимании Москвы) является «Дамокловым мечем», который рано или поздно будет использован в переговорах. Безусловно, это политический инструмент для решения геополитических задач Правительства России в ближнем зарубежье. Показательный пример – ряд «газовых кризисов» в Украине. К сожалению, кроме имперских амбиций и желания возродить былое влияние, Столица России не имеет реальной политической и экономической стратегии интеграции постсоветского пространства. Так что основания для беспокойства, безусловно, должны присутствовать.
Рус-Иван: Уважаемый Валентин Землянский, ответьте, пожалуйста, что будет делать «государство» Украина и её многострадальный народ, когда Россия в самое ближайшее время проведёт оптимизацию и корректировку транзитной схемы доставки газа европейским потребителям, минуя территорию Украины. Чем лично Вы и Ваша уважаемая компания планирует заняться после исключения Украины из числа стран-транзитёров российских углеводородов?
Валентин Землянский: Уважаемый Рус-Иван, я и часть моих коллег по цеху неоднократно заявляли о существующей проблеме обхода Украины при транзите российского газа. Наши заявления, как это ни печально, остаются «гласом вопиющего в пустыне», что вопрос переводится снова ж таки в политическую плоскость и благополучно забалтывается. И власть, и оппозиция дружно заявляют о необходимости вступления в ЕС, угрозе Москвы и т.д. Никто даже не пытается оперировать категориями экономической целесообразности. Надеюсь, что до безработицы из-за неразрешенности российско-украинского газового вопроса не дойдет. Прозрение наступит достаточно скоро.
Виктор: Пан Землянский, Вы всегда, как активный эксперт или советник «померанчевого» руководства страны пропагандировали и оправдывали их действия , не исключено и подсказывали предложения, какие в конечном счете приводили к постоянному и систематическому ухудшению наших, с Россией, отношений в газовом вопросе. А в итоге от выгодного контракта для Украины – покупки газа в 2005 г. по 50 долларов мы имеем сегодня 420. Всех «героев» борьбы нашей «незалежности " в этом вопросе мы знаем. Ответственность а вернее безнаказанность с которой они все легко и тихо соскочили за проделанное «покращення» также не является секретом. Вопрос к Вам, не видите ли и свою вину в результатах такой советнической деятельности?
Валентин Землянский: Пан Виктор, мне очень приятно, что Вы назначили меня советником, тем не менее, увы, вынужден Вас разочаровть: я никогда не был советником властей придержащих. Может быть, если бы я находился в таком статусе, ситуация с газовым вопросом была несколько иной. На тот момент я был лишь пресс-секретарем НАК «Нафтогаз Украины», и в сферу моих полномочий входило сугубо озвучивание и отстаивание официальной позиции компании. Даже, если эта позиция не совпадала с моим видением ситуации. Насчет безнаказанности я бы поспорил, что максимальным наказанием для политика является отставка или неизбрание на следующий срок. Что, собственно говоря, и произошло, в том числе с бывшим руководством НАК. Считайте, что моя отставка – это своего рода расплата за соглашательство в тот промежуток времени, хотя, опять же, ситуация января 2009 года была довольно неоднозначной и форс-мажорной.
Анонимно: согласны ли вы, что Путин – вор?
Валентин Землянский: Не согласен. Как человек с высшим юридическим могу Вам сказать, что преступником человека может назвать исключительно суд.
Андрей, Кишинев: Один человек, в общественном транспорте, задал мне однажды вопрос: Почему Украина и Молдова покупает газ по, примерно, одной и той же цене, а газ на Украине стоит в разы дешевле для простых пользователей?
Валентин Землянский: Хороший вопрос, Андрей. Очень часто путают в самой Украине, какой газ для каких потребителей идёт. Украинские пользователи, простые граждане, какие используют газ для приготовления пищи (конфорка) и для обогрева частного дома используют газ внутренней добычи. Его цена в среднем 110 долл. за тыс. кубометров. Остальные категории потребителей (промышленность, коммунальная и традиционная энергетика, бюджетные организации) используют импортный газ и цена на него соответственно выше в несколько раз.
Чингиз-Хан: Уважаемый Валентин Землянский, ответьте пожалуйста:
Что будет делать «государство» Россия и её многострадальный народ, когда Россия в самое ближайшее время проведёт оптимизацию и корректировку ВНУТРЕННИХ цен до уровня европейских цен?
Как будет работать украинская труба и транзитная схема доставки газа европейским потребителям через Украину в случае ожидаемого роста добычи сланцевого газа и доставки сжиженного газа в Эвропу?
Чем лично Вы и Ваша уважаемая компания планирует заняться после снижения закупки Российского газа до минимума закупки (не более 10% от нынешнего) Эвропой и прекращения его транзита через Украину?
Валентин Землянский: Уважаемый Чингиз-Хан. Насколько мне известно, принцип равнодоходности цен на газ для российского населения отложен где-то до 2020 года. Проблема, скорее, в том, что обходные проекты Газпрома, точнее, затраты на их реализацию, будут ложиться именно на российского потребителя, что на сегодня выражается в ежегодном повышении внутренних цен на газ для населения в РФ.
Снижение объемов транзита не зависит от Украины. Здесь влияет несколько факторов как-то уровень потребления газа в Европе и маршруты транзита, какие выбирает Газпром. Прогнозы пока достаточно неблагоприятные для Газпрома и прошлый год стал довольно показательным тому подтверждением. Насчет прекращения транзита по территории Украины – это скорее страшилка для обывателей двух стран, а вот его существенное снижение, если объём сократиться до 60 млрд. кубов в год и ниже – это проблема для технического функционирования украинской ГТС и её рентабельности.
Владимир из Киева: Уважаемый г. Землянский, ответьте пожалуйста, что делает ГАЗПРОМ,чтобы НАФТОГАЗ заплатил штраф за недобор газа в 2012 году, и почему он продолжает поставлять газ на Украину, несмотря на хамский отказ НАФТОГАЗа выполнять подписанный контракт?
Валентин Землянский: Уважаемый Владимир. Газпром, пока ничего не делает, продолжая публично стращать Украину «казнями египетскими». Отказ, кстати, абсолютно не хамский, а вполне аргументированный.
Газовый аналитик Коррчмокин, г. Раменский: Как эксперт эксперту: Рыночная цена на газ для Украины лоббировалась третьей стороной..... Бывший посол США на Украине г-н У.Тейлор лично руководил этим процессом.....Отсюда вопрос.... Откуда у украинского политикума родилась мысль, что Россия должна вдвое снизить цену на газ вне Таможенного Союза? Вы то должны понимать, что как только на споте поступит дополнительная заявка на пару миллиардов кубов, то цена газа зашкалит 700 долл
Валентин Землянский: Не готов говорить о присутствии третьей стороны в переговорах и конспирологической подоплеке газовых договоренностей. А что касается цены на споте, то предпосылок для его резкого роста в средне и долгосрочной перспективе нет, скорее наоборот, присутствует нисходящий тренд цены на газ в Европе. Никто не говорит, что Россия должна снизить цену на газ вдвое или втрое. Речь идёт о необходимости пересмотра контрактной базы в целом, как не соответствующей экономическим реалиям сегодняшнего дня. До чего договорятся стороны – увидим, думаю, в ближайшие пару месяцев.
Анонимно: Когда прекратите воровать газ из трубы?
Валентин Землянский: Когда прекратите нести чушь?
Анонимно: Объясните-Украина вступает в ассоциацию ЕС, по которой ЕС получает декларацию, её ни к чему не обязывающую, а Незалежная – условия, какие она должна выполнять, а ЕС контролировать. Это такая добровольная зависимость. Смысл в чем?
Валентин Землянский: Честно говоря, мне самому достаточно сложно понять смысл таких телодвижений. Я не являюсь вообще сторонником создания каких-либо фетишей (как в ситуации с ГТС) или призрачных национальных идей в виде вступления куда-либо. По моему мнению Украина должна чётко взвесить возможности и выгоды от возможных альянсов и после этого принимать решения о вступлении в тот или иной альянс. Пока же, политика превозобладает над здравым смыслом
Валерий Хвостов, г. Хмельницкий: Если украинский премьер – министр Тимошенко в то время подписала «неправильный и несправедливый» договор с Россией, то должна ли Россия нести ответственность за давление на Украину во время подписания того договора. Если Тимошенко стала преступником, то её визави Путин почему таким не признан? Почему Украина не возбудила против него уголовного преследования?
Валентин Землянский: Не уверен в том, что Тимошенко должна нести уголовную ответственность. За политические решения ответственность также должна наступать политическая.
Чурбан-Хан: Вопрос Г-н Землянский, скажите пожалуйста, по Вашему мнению, должна ли самостийная Украина возместить колоссальный ущерб, исчисляемый миллиардами долларов, нанесённый народам России «проукраинской брежневской группой» правительства СССР, (Брежнев, Под.горный, Гречко, Кириленко, Патоличев, Тихонов, Черненко, Шелест, Щербицкий), когда не считаясь с решением большинства в правительстве СССР, эта украинская банда (все выходцы и/или долгое время работавшие) навязала план прокладки 70% сети газопроводов по территории Украины, причем даже в ущерб критериям минимума расстояния перекачки газа и, соответственно, на необоснованность строительно.-эксплуатационных затрат?
Валентин Землянский: По моему мнению, не совсем верная постановка вопроса. В СССР был принят стратегический план трёх волн энергетической экспансии в Европу: нефтяной, газовой и электроэнергетической. Первые две были реализованы. В части газовой, даже с позиций сегодняшнего дня, я не вижу маршрута более оптимального, чем через Украину и Белоруссию. Более того, не забывайте, что до открытия месторождений в Сибири, именно Украина снабжала Россию газом (за счёт выработанных месторождений Украина и обладает крупнейшими подземными хранилищами газа). И для организации транзита газа, прежде всего, учитывалась уже существующая газовая инфраструктура на территории Украины. С учетом этих моментов, вопрос, кто кому должен, далеко не однозначный.
Андрей Федоров: Как Вы считаете, имеет ли право Крым, у берегов которого добывается газ украинской добычи, на льготные тарифы на энергоносители для автономии? Стоит ли требовать Крыму от России льготных тарифов на газ как для территории, где проживают соотечественники?
Валентин Землянский: Экономически – нет, политически возможно все.
Крымчанин 2: Риторический вопрос:
– Собственная добыча газа в Украине составляет около 21 млр м3 в год, а максимальное потребление газа населением Украины (включая и бюджетные организации) составляет до 20 млд.м3. Газ, который необходим для работы «украинских предприятий», какие находятся в частных руках, а данные предприятия не модернизировались в течении последних 20 лет- общее число работающих на этих предприятиях (могу ошибаться) не более 400 тыс.человек.
Вопрос:
1.Почему для обеспечения работой этих 400 тыс. работников, остальное население Украины должно оплачивать российскую стоимость газа?
2.Почему нам «власть» без конца твердит о дотации цены на газ для населения, которую покрывает правительство за поставляемый газ из России?
3. Где девается газ собственной добычи, который полностью покрывает потребление населением?
ЗЫ. Просьба не юлить, а ответить по существу!
Валентин Землянский: По существу. 1. Население не оплачивает импортный газ, что потребляет газ украинской добычи по низким тарифам. Хотя мне непонятна сама постановка вопроса: «этих 400 тыс. работников». Они не люди, не граждане Украины, не содержащие семьи и не платящие налоги в бюджет? Это называется сегрегация по социальному признаку.
2. Дотация на газ распространяется на предприятия теплокоммунэнерго (ТКЭ). Это самая непрозрачная и коррупционная составляющая украинской энергетики, которая наносит реальные убытки для бюджета. Смотрите, тариф на газ для ТКЭ составляет 130 долл. за тыс. кубов, а закупается в России по 400+. Разница должна быть компенсирована за счёт бюджета, либо «завешена» как задолженность ТКЭ перед Нафтогазом. Второй разрыв – это разница между тарифом на тепло и горячую воду и реальными затратами ТКЭ на их производство. Также компенсируется из бюджета. Дутые затраты ТКЭ и себестоимость тепла и горячей воды уже давно стали притче во язы цех. Поэтому, увеличение тарифов – мера половинчатая. Нужно полностью реформировать данный сектор, включая модернизацию ТКЭ, мероприятия по утеплению домов, изменения схем теплоснабжения и тогда уже можно говорить об изменении тарифной составляющей.
3. Газ собственной добычи – 9 млрд. кубов на конфорки, 9 млрд. кубов на отопление частного сектора.
Иван Петрович, Красноперекопск: Господин эксперт! Почему политики рассматривают вопрос о ГТС не сточки зрения экономической целесообразности, а с точки зрения «сам не гам и другим не дам», т.е. политической глупости. Ведь глупцу понятно, что с течением времени она не нужна будет никому, и кто тогда ответит за нанесённый ущерб государству?
Валентин Землянский: Это вопрос к нашим политикам. Кто бы не находился в оппозиции всегда действует по принципу «а Баба Яга против». Каждая из бизнес-групп в нашей политической тусовке отстаивает свои сугубо узкокорпоративные интересы, совершенно не соотнося их с интересами государства. Ситуация с ГТС – просто один из наиболее ярких и показательных примеров.
По материалам информационного агентства nr2.ru