Республиканский комитет Крыма по охране культурного наследия готовит обращение к начальнику Главного управления милиции автономии с просьбой создать в структуре главка специальное подразделение по борьбе с незаконными археологическими раскопками. Такое решение было принято сегодня на расширенном заседании коллегии Рескомитета, в котором приняли участие представители МВД, прокуратуры и Госпогранслужбы.
Как отметил на заседании зампред Рескомитета Вячеслав Зарубин, в Крыму на государственном учете состоит более 5 600 памятников археологии – от эпохи палеолита до позднего средневековья. И выявление новых археологических объектов постоянно продолжается. При этом продолжается и их разграбление «черными археологами».
По словам Зарубина, по очень приблизительным прикидкам, вред, наносимый вывозом археологических ценностей и разрушением памятников при нелегальных раскопках, ежегодно составляет около миллиона долларов.
«Но это очень и очень приблизительно – мы же не знаем точно, какие ценности вывозятся», – подчеркнул зампред комитета.
По его словам, к началу XXI века удалось отчасти сбить волну разграбления археологических объектов. На это повлиял целый ряд факторов: поимкой «черных копателей» активно занималась СБУ, в легкодоступных местах ценностей уже, на практике, не осталось, к тому же учёные-археологи стараются проводить раскопки там, где вероятность разграбления наиболее высока.
В то же время, нелегалы все ещё очень активны, чему способствует отстранение Службы безопасности Украины от борьбы с «черными археологами». Уже в этом году выявлен целый ряд свежих грабительских раскопов. Наиболее активны сейчас охотники за ценностями в Бахчисарайском районе автономии. В связи с этим и возникла необходимость более активного участия правоохранителей в борьбе с грабителями.
Кроме создания спецподразделения в структуре милицейского главка, Рескому так же хотелось бы, чтобы в каждом районном и городском отделе МВД были назначены ответственные за пресечение грабительских раскопок на соответствующих территориях. Это позволит улучшить взаимодействие Республиканского комитета по охране культурного наследия с силовиками.
Пока же милиция не везде охотно берется за расследование случаев несанкционированных раскопок. Если в Бахчисарайском районе, благодаря поддержке прокуратуры, Рескому удалось найти взаимопонимание с районными правоохранителями, то в ряде других регионов не редки случаи уклонения от этой работы.
Например, по словам начальника юридической службы Рескома, заявление, поданное от имени ведомства за подписью главы комитета Ларисы Опанасюк, в милиции Алушты зарегистрировали, как заявление частного лица – гражданки Опанасюк. Кроме того, иногда правоохранители отказываются начинать уголовное производство, ссылаясь на то, что на разграбленном объекте не было таблички, сообщающей о том, что он находится под охраной государства. В ряде случаев силовики формально подходят к термину «разграбление» и требуют подкрепить заявление о преступлении списком украденных вещей.
«Общая ошибка правоохранителей состоит в том, что для начала уголовного производства по «нашей» 298-й статье УК они требуют указать размер ущерба. Он может быть определен в ходе расследования, но для возбуждения дела он не необходимо, его отсутствие не является основанием для отказа», – отметила Опанасюк.
Вячеслав Зарубин так же сообщил, что далеко не все могильники официально стоят на учете, как памятники археологии. И это обстоятельство милиция также иногда использует, как повод для отказа в начале уголовного производства.
«Согласно ст. 43 Закона Украины «Об охране культурного наследия» за незаконное проведение археологических разведок, раскопок, других земляных или подводных работ на объекте археологического наследия, а также за умышленное незаконное уничтожение, разрушение или повреждение объектов культурного наследия или их частей виновные лица привлекаются к уголовной ответственности в соответствии с законом. Статья 298 Уголовного кодекса Украины также предусматривает меры за незаконное проведение поисковых работ на объекте археологического наследия, разрушение или повреждение объектов культурного наследия. Таким образом, законодательством предусмотрена уголовная ответственность за нарушающие закон раскопки, уничтожение, разрушение или повреждение не только памятников археологии, но и в целом объектов культурного и археологического наследия», – акцентировал Зарубин.
Чтобы укрепить взаимопонимание, Реском решил провести серию семинаров с привлечением правоохранителей, в том числе, работающих в регионах полуострова. Кроме того, для силовиков устроят выезды на объекты, подвергающиеся наибольшей угрозе разграбления. Это позволит милиционерам лучше ориентироваться в ситуации и более эффективно проводить оперативную деятельность.
Фото Рескомитета по охране культурного наследия
Некрополя Бахчисарайского района, наиболее подверженные разграблению
Грабительские раскоп могильника в охранной зоне памятника археологии национального значения «Пещерный город «Бакла»
В наиболее популярных у грабителей местах перекопаны огромные участки. В Рескоме считают, что засады и рейды на этих объектах могли бы принести силовикам обильный «улов»
Разграбленный склеп могильника у села Ароматное Белогорского района. На дне видны человеческие кости, не заинтересовавшие нелегалов
Щуп, которым грабители ищут зондируют некрополи. Могильник «Левадки» (Симферопольский район)
По материалам информационного агентства nr2.ru