Последние новости

Реклама

Наш современник, классик Владимир Соколов

Один из создателей Крымской школы изобразительного искусства

Часть истории — изобразительное искусство. Самобытный художник вошёл в него органично и навсегда. Причём в историю не только крымского искусства. Появление его работ на престижных столичных вернисажах — счастье для истинных ценителей живописи и графики разных стран.

Владимир Соколов одинаково блестяще владел разными техниками, в чём легко убедиться, посетив две экспозиции в Симферопольском художественном музее — живописи из его фондов и графики из частного собрания. Не восхититься ими просто невозможно. Каждый холст и лист — свежее дыхание природы, которое уловил Мастер, который, уйдя, остался с нами своим пронизанным лирикой творчеством. От работ Соколова веет теплотой и любовью. К тому, что изображает, к тем, для кого это делает. Его творчество оценено современниками, им будут восхищаться потомки. Чем дольше всматриваешься в каждую работу, тем больший отзыв она вызывает в душе. Буквально каждая. Большая и маленькая, сиюминутный рисунок, сделанный на природе, и сложная, рождённая в мастерской картина. И все они отличаются своеобразным композиционно-образным решением. Художник, что называется, от Бога, Владимир Соколов был наделён редким даром цветоощущения и умением передать его в особом колорите.

- У этих полотен вспоминаются строки любимых поэтов, а порой рождаются и собственные, хотя я далёк от стихосложения, — признался известный крымский художник Валентин Григорьев. — Мы видим перед собой образец творческого общения с окружающим миром. В графических листах — мысль художника, объясняющегося с нами образами, вдохновенно передающего состояние природы и свою одухотворённость ею.

Глаз художника улавливал особо привлекательные мотивы и на азовском, и на черноморском побережье. Но его работы пленяют не только богатством форм нашего волшебного края. Живописные и графические работы Владимира Соколова — срез истории Крыма. На них представлены объекты, которых уже не увидеть. По ним наши потомки будут судить об архитектуре старых городских построек, уюте сёл и деревень в горных, степных и прибрежных районах полуострова. И наверняка смогут уловить эмоциональный настрой художника, запечатлевшего гармонию, которую людям удавалось на протяжении многих веков не разрушать, а поддерживать, умело вписываясь в природу. На этих полотнах оставлены чувства и движения души автора. Они — продолжение жизни светлого, чистого человека, достигшего совершенства в профессии.

Ученик блистательных Константина Богаевского, Николая Барсамова, Фёдора Захарова, Валентина Бернадского, Виктора Апановича сохранил собственное лицо, отличавшееся «необщим выражением». Он не создал собственный мир, а вписал его окружающее, чтобы показать людям безмерность бесконечного, безвременность бытия, поднимающего душу над бытом. Он стал личностью в искусстве. Нашёл собственный язык, понятный и тем, кто разбирается в искусстве, и тем, кто просто любит его, как часть жизни.

Многие его произведения не возвращались с выставок в России, Англии, Болгарии, Греции, Турции, Франции, Японии — они украшают собрания музеев и частных коллекционеров.

- Попав в Афинах в дом известного греческого коллекционера Александэра Дамианофа, увидел на стене его дома сразу десять картин Соколова, — вспоминает заслуженный художник Украины Николай Дудченко. -
Я был поражён! Как оказалось важным оторвать работу от привычной среды, чтобы увидеть подлинное её содержание. Сколько чувств, движений души!

- Такой художник нужен товарищам по творческому цеху, зрителям, искусствоведам, — убеждён заслуженный деятель искусств Украины Лев Балкинд. — Это своего рода камертон хорошего вкуса. Владимир Александрович любил путешествовать. Из поездок возвращался с множеством натурных зарисовок карандашом, углём, сангиной или акварелью, с масляными этюдами — рабочим материалом для будущих картин. И сегодня мы любуемся полотнами «Феодосия», «Вершины Кара-Дага», «Старая крепость Феодосии», «Казантип. Азовье». Избегая деталей, художник даёт возможность зрителям собственным воображением дорисовать подробности жизни горожан, рыбаков в приморских посёлках. Для передачи разных мотивов и тем он находит особый приём и особый колорит.

Личность художника складывается не только из профессиональных, но и из человеческих качеств. Гармония творчества невозможна без гармонии жизни. Вспоминая общение с Владимиром Александровичем, искусствовед Людмила Ширяева говорит:

- Соколов был удивительным человеком из плеяды интеллигентов по природе, а не по воспитанию. Он жил жизнью бессребреника, никогда никуда не стремился пролезть, не добивался никаких регалий. Никогда ни в чём не сфальшивил. И достиг главного — стал настоящим Художником. С большой буквы. Мастером редкой, тонкой живописности. А ещё это был художник-поэт. Очень органичный человек, отсюда — истинность, искренность его творчества и его жизни.

Всё это — не комплименты. Это оценки людей, профессионально знающих дело, которому Владимир Соколов посвятил недолгую, но очень плодотворную жизнь, общавшихся с ним и многое почерпнувших из этого общения.

Дольше всех с художником общалась Роза Дмитриевна Бащенко. Это был союз не только профессиональный, но и семейный. Каждая его работа — часть не только его, но и её жизни. Она — самый первый, самый строгий и объективный ценитель каждого произведения, вышедшего из-под его пера и кисти. Вот что считает главным в творчестве Владимира Соколова кандидат искусствоведения Роза Бащенко:

- Чёткость формы, уравновешенность композиции, пластическая завершённость рисунка, выразительность тональных отношений — этими изобразительными средствами в совершенстве владел Владимир Соколов. Каждая его работа — это художественная находка, покоряющая искренностью и непосредственностью.

Роза Дмитриевна — автор каталога графики Владимира Соколова «Путевые зарисовки», в котором впервые представлены рисунки художника, сделанные на пленэре. Перелистывая его, совершаешь вместе с автором путешествие в самые его плодотворные годы. И видишь послевоенную набережную Феодосии, истомлённые под солнцем холмы коктебельской долины, эпизоды жизни трудовой Керчи, казантипские и тарханкутские просторы, севастопольские, алуштинские, бахчисарайские и симферопольские улочки. Автор передала каталоги в крымские библиотеки, сделав их доступными для всех.

* * *

Масштабная мемориальная выставка, посвящённая 90-летию со дня рождения Владимира — совместный творческий проект Ассоциации заповедников и музеев Крыма и Симферопольского художественного музея. В экспозиции впервые представлены 130 графических работ разных лет.

* * *

Самым крупным собранием живописи Владимира Соколова обладает Феодосийская национальная картинная галерея им. И. К. Айвазовского. Феодосия — город его детства и юности.

* * *

По рисункам Владимира Соколова можно проследить, как менялся облик Симферополя и его окрестностей. Они запечатлели и всем известные места, и не сохранившиеся до наших дней. Своеобразным памятником исчезнувшему природному ландшафту стала и его картина «Долина ароматная» и подготовительный этюд к ней, изображающий плантацию роз близ эфирномасличного совхоза «Ароматный».

* * *

Преподаватель Крымского художественного училища Владимир Соколов воспитал целую плеяду художников, помог раскрыться их индивидуальностям. Его по праву называют одним из создателей Крымской школы изобразительного искусства.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.


По материалам информационного агентства Крымская правда

Тоже важно:

Дата: 5 мая 2013 | Разделы: События
5 мая 2013

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля