12 мая Крымской академии наук исполнилось 20 лет. 20 мая Крымской республиканской ассоциации «Экология и мир» исполнилось 25 лет. Обе организации много лет возглавляет учёный-эколог, профессор Виктор Тарасенко. Между приоритетов в работе он выделяет следующие: контроль над качеством воды, переработка бытовых отходов, сохранение ресурсов курортно-рекреационной сферы, развитие экологически чистого агарного сектора, расширение границ природно-заповедного фонда. В беседе с нашим корреспондентом В. Тарасенко рассказал об экологических проблемах Крыма.
Нет воды нет будущего
- Не секрет, что воды не хватает во многих районах полуострова. Можно ли изменить ситуацию?
- Проблема в том, что воды может быть достаточно, тем не менее чистая, незагрязнённая вода всё более в дефиците. В течение нескольких лет крымские экологи при участии голландского фонда разрабатывали программу интегрированного управления водными ресурсами Украины. Главная задача здесь в том, чтобы на территории Крыма сохранить экологически чистые водосборные территории. Это предполагает сохранение экологической сети, наличие рек с зонами санитарной охраны, вынос грязных производств с этих территорий, бережное отношение к каждой капле воды.
- Одна из главных водосборных территорий Крыма плато Ай-Петри чиновники готовы отдать на растерзание кучке торговцев, да ещё «нагрузить» горнолыжным курортом, что, как вы не раз говорили, может привести к экологической катастрофе на ЮБК. А какова в целом ситуация по водоснабжению в курортных регионах полуострова?
- Экономика Крыма в первую очередь ориентирована на аграрный и курортно-рекреационный секторы. Для того, чтобы курортные города и посёлки развивались, нужно стабильное круглосуточное снабжение их чистой водой. Данные населённые пункты используют воду из местных источников, а также воду Северо-Крымского канала. Вода из канала обогащена органическими соединениями и в жаркую погоду, чтобы не допустить вспышек инфекционных заболеваний, её приходится хлорировать. Вместе с учёными Крымского медуниверситета им. Георгиевского мы установили: там, где идёт мощное хлорирование, значительно выше уровень онкологических заболеваний. Для Северного Крыма, где используются для водоснабжения подземные воды, характерна другая проблема высокая минерализация воды. Если по нормам минеральных солей должно быть не более 1 грамма на литр, то в отдельных населённых пунктах может быть до 5-6 граммов. А это чревато теми же нефритами, почечным камнем, заболеваниями желудочно-кишечного тракта.
Канализационный «бульон»
- На Южнобережье было немало случаев, когда канализационные стоки сбрасывали прямо в море...
- Водоводы и канализационные коллекторы изношены зачастую на 50% и более. Это приводит к тому, что канализационные трубы и водоводы обмениваются между собой содержимым. В итоге мы собираем в горном Крыму чистейшую воду, которую можно бутылировать, тем не менее доходя до конечного потребителя, она теряет свои свойства от загрязнения.
На водосборных территориях нужно применять бассейновый принцип в управлении водными ресурсами, по типу Салгирского бассейнового управления водных ресурсов. Тогда специалисты, занимаясь конкретным бассейном, чётко знают, как проходит вода, каково её состояние, какие вредные производства надо вынести с территории бассейнов. Это мировая практика. Во-вторых, нужно создание общественных советов с участием власти, бизнеса и жителей местных громад, какие должны участвовать в распределении воды на территории бассейнов. Это позволит равномерно распределять воду, не вызывая социальных потрясений. Наши предложения в своё время были поддержаны Министерством охраны окружающей природной среды Украины и Госкомитетом водного хозяйства.
- Насколько экосистема способна выдержать «удары» канализационных стоков, сбрасываемых в море?
- Пока ещё выдерживает. Приходят осенние и зимние штормы, и к весне экосистема снова в нормальном состоянии. На Южном берегу вдоль шоссе Ялта Севастополь уже ощущается негативное влияние антропогенных факторов. В Гурзуфе река Авунда превращается в канализационный коллектор, а ведь рядом находится известный детский лагерь «Артек». Та же ситуация в районе морского порта Ялты.
В воде неоднократно отмечались холерные вибрионы и ещё целый букет подобных «прелестей». Многие люди, побывавшие в Крыму в августе, увозят с собой цистит, отит и прочие заболевания, по той причине в воде присутствует канализационный «бульон». Нужно решать задачу стоков, текущих через жилые кварталы в море. Конечно, мы рады, что Крым завоёвывает авторитет как курорт и к нему приковывается всё больше внимания туристов. Тем Не Менее это может быть авторитет одного дня. Потому что, приехав сюда и увидев мусор, грязь, хлебнув стоков канализации, турист может сюда и не вернуться.
Тепло из мусора
- Ялтинский полигон ТБО закрыт, и теперь городу приходится вывозить мусор в Столица Крыма, тратя на это огромные средства из бюджета. В разные годы на разных уровнях власти озвучивалась идея строительства мусоросжигательных заводов в Крыму. Безопасно ли это с точки зрения экологии и решит ли мусорную проблему?
- Кто бы что ни говорил об экологической чистоте мусоросжигательных производств, он, мягко говоря, лукавит. В странах Запада стали демонтировать мусоросжигательные заводы, а затем любезно предлагать их нам. А сами переходят на другие технологии полной биохимической переработки мусора. В первичной стадии идёт сортировка мусора по категориям, затем материал свозится на завод, где его перерабатывают по специальным технологиям. В отходах Крыма сегодня превалирует органика, бытовой мусор, а это отличное сырьё для биогазовых установок, какие вырабатывают из мусора тепло и электроэнергию. Большая делегация крымских экологов побывала в прошлом году в Польше и сама убедилась в том, как у них работают мусороперерабатывающие заводы. По данным польской стороны, за последние несколько лет более 30-40 миллиардов евро было получено от Евросоюза на реализацию экологических проектов. Поляки готовы к сотрудничеству, они предлагают помощь в строительстве мусороперебатывающих заводов под Евпаторией, в Белогорском районе, под Бахчисараем, в Кировском районе и в Джанкое. Пять заводов вполне смогут решить мусорную задачу Крыма.
- Можно ли использовать потенциал уже закрытых полигонов ТБО?
- Конечно. Существуют технологии, позволяющие не бросать на произвол судьбы такие полигоны, а включить их в производственный процесс. Тем Не Менее эта работа должна проводиться с учётом мнения экологов и международного опыта.
Химический «Змей Горыныч»
- Озеро Донузлав стало «знаменитым» из-за того, что там неоднократно предпринимались попытки построить порт с угольным и нефтяным терминалами. А что могло бы случиться, если бы порт всё же построили?
- Перевалка 100 млн. тонн сыпучих грузов, нефтепродуктов и угля рядом с известным детским курортом Евпаторией привела бы к его уничтожению. Власти надеялись с помощью транспортно-промышленного комплекса Донузлав решить проблемы Западного Крыма, тем не менее в итоге благодаря нашим аргументам и позиции общественности отказались от этой идеи. Озеро Донузлав нужно развивать как курорт, учитывая его рекреационный и бальнеологический ресурсы. Донузлав это яхтенные марины, прогулки на водных лыжах, полёты на воздушных шарах, улучшение рыбных богатств прилегающей акватории Чёрного моря.
- В Северном Крыму сосредоточены крупные химические предприятия. Насколько это влияет на экологическую обстановку на полуострове в целом?
- Немало говорят о привлечении многомиллиардных инвестиций в развитие курортно-рекреационной сферы автономии политики и бизнесмены из стран Причерноморья, Кавказа и других регионов. «Крым уникален. Здесь великолепная природа», не раз утверждали участники черноморских экономических форумов. Тем Не Менее существуют свои «но»: «Крым очень неблагополучен в экологическом плане». А один из бизнесменов уточнил: «Бизнес любит места, где политически тихо и экологически чисто». Туда и придут инвестиции. Серьёзные инвесторы придут лишь в тот регион, который не подвержен угрозам ухудшения экологической ситуации.
А у нас, с одной стороны, власть говорит о том, что Крым будет жемчужиной Украины и здесь нужно развивать курортную сферу, а с другой стороны, заявляет, что нам нужно развивать химическую промышленность. Векторы развития курортов Крыма и развития химической промышленности абсолютно взаимоисключающие.
И мы говорим: надо остановиться, потому как дыхание химии мы ощущаем до самых предгорий Крыма. А это негативное воздействие на аграрный сектор овощные культуры, сады. Химический «Змей Горыныч» негативно воздействует на огромную территорию.
Мы провели исследования почв в Северном Крыму и выяснили, что в почвах около химических предприятий по сути содержится вся таблица Менделеева. То, что местные жители выращивают на своих огородах, загрязнено вредными веществами с превышением предельно допустимых норм. Совместно с медиками мы обследовали состояние здоровья местных жителей. Очень многие жалуются на сердечно-сосудистые заболевания, болезни желудочно-кишечного тракта.
Сегодня треть поступлений в бюджет АР КРЫМ дают химические предприятия. Тем Не Менее если подумать о перспективе развития курорта и здоровье населения Крыма, то можно было бы в Северном Крыму вместо химии развивать, скажем, электронную промышленность с высокими технологиями по типу Силиконовой долины в США. Кроме того, Северный Крым благоприятен для развития солнечной и ветроэнергетики.
- Сегодня страны Причерноморья объединяют усилия в развитии единого брэнда черноморских курортов, по той причине современный турист весьма привередлив: ему уже мало посетить только Турцию, Болгарию или Украину. Турист хочет объездить сразу весть регион. Как мы выглядим по сравнению со своими соседями?
- Можно научиться у соседей хорошему сервису, построить современные базы размещения. Тем Не Менее главное реализовать задачи, о которых я не раз говорил: бесперебойное снабжение чистой водой, нормальные канализационные сети, внедрение современных технологий по сбору и переработке мусора, нормальное транспортное обеспечение и экологически чистая продукция поселкового хозяйства.
* * *
«Векторы развития курортов Крыма и развития химической промышленности абсолютно взаимоисключающие. И мы говорим: надо остановиться, потому как дыхание химии мы ощущаем до самых предгорий Крыма. А это негативное воздействие на агарный сектор. Химический «Змей Горыныч» негативно воздействует на огромную территорию».
Алексей ЕРМОЛИН.
По материалам информационного агентства Крымская правда