Украинский журналист Осман Пашаев, пребывающий сейчас в Турции, рассказал «Газете»: сейчас (разговор проходил днем) на улицах Стамбула спокойно.
Опасно только во время газовых атак и опасными могут быть экстремистские группы, возможно нанятые властью, чтобы скомпрометировать протесты. А массовые протесты абсолютно доброжелательные, сказал он.
Общественная оппозиция не допустила на сцену Таксима ни одного действующего политика. Религиозные и светские, турки и курды, правые и левые, либералы и исламские социалисты все вместе выступают против авторитаризма Эрдогана, говорит наш собеседник. Премьер успешный политик, сделавших огромное количество сильных шагов. Он легитимный лидер, тем не менее слишком самоуверен и бескомпромиссен. Виноват в этом не он, а слабая, блеклая, невнятная оппозиция. Тем Не Менее природа не терпит пустоты, сильная оппозиция возникла из общественных групп.
В ночь на 3 июня полиция, по словам Пашаева, не стала применять газ против протестующих, и люди за это благодарны. Популярна версия, что люди, бросающие камни и поджигающие машины на самом деле наняты правящей партией, чтобы испортить лояльное отношение турков к происходящему.
Агрессивно настроенная группа с закрытыми лицами кидала камни в офис премьера и в журналистов, поэтому мне сейчас непонятно, кто это: часть радикально настроенных граждан или подготовленные властью провокаторы, потому что гражданская оппозиция позавчера призывала всех: никаких политических символик и насилия, написал у себя на странице в соцсети Осман.
Сами же турки пока и вправду лояльны к протестующим. Богдан Еременко, генеральный консул Украины в Стамбуле, рассказывает, что турки склонны к активной ночной жизни, поэтому все, в том числе и акции протеста происходят с девяти вечера до двух ночи. А днем район живет обычной жизнью: гуляет, ест в ресторанах, ходит по магазинам. Туристическая отрасль работает без сбоев, инцидентов с проявлением агрессии к туристам из Украины нет.
Ночью начинают на большой скорости с большим шумом гонять 4-5 автомобилей с флагами и портретами Ататюрка. Таким же образом, по словам Еременко, здесь принято отмечать победу любимой футбольной команды и проводы в армию.