Свадьбы и разводы это уже как бы две стороны одной медали. Была свадьба, значит, и развод неизбежен? Ну не так всё мрачно на самом деле. Тем Не Менее не так и радостно. Почти половина заключённых браков заканчивается разводом. А если брак не оформлять официально, то и развода не будет. Попробуем, поживём вместе, не понравится разбежимся. Государство в известность ставить не будем, статистику не испортим. Общество сейчас смотрит на подобные экзерсисы снисходительно, родители не строги чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не вешалось. Всем удобен данный самый «пробный» брак. Его ещё называют гражданским.
Вот с терминами, пожалуй, стоит определиться.
Гражданский брак не такое уж новшество, только вот смысл этого понятия раньше был несколько другим. Его «придумали» ещё в XVI веке в Голландии влюблённые, принадлежащие к разным верам, не могли венчаться в церкви, и в результате власти пошли на то, чтобы оформлять такие союзы в мэрии. Именно такой брак и назывался гражданским.
А теперь под гражданским браком подразумевается добровольное совместное проживание и ведение общего хозяйства двумя людьми «без каких бы то ни было взаимных обязательств» полюбовно сошлись, полюбовно живут, полюбовно могут разойтись. Всё очень просто. Тем Не Менее это только на первый взгляд.
Такая форма сосуществования получила очень широкое распространение. Новомодные психологи рекомендуют пожить в пробном браке, кинозвёзды и другие общественные люди не стесняются рассказывать на страницах журналов о своих свободных, без штампа, отношениях. Почему людей так привлекает жизнь в подобном «браке»? Всё очень просто. Все атрибуты настоящего брака есть, а ответственности никакой. Гражданский брак иногда называют «пробным»: молодые люди желают проверить свои чувства и пожить как муж и жена «понарошку», а потом зарегистрироваться.
Да вот ведь какая штука официальная регистрация «пробного» брака очень скоро ведёт к разводу. Безжалостная статистика свидетельствует: разводы у пар, какие до законного оформления отношений жили в пробном браке, случаются в два раза чаще, чем у пар, какие такого опыта добрачных отношений не имели. Вот вам и нежелание портить статистику.
Казалось бы, проверили свои отношения, узнали друг друга лучше, расписались, приняв уже твёрдое решение быть вместе навек, и... развод. И даже чаще, чем у тех, какие ничего не проверяли, а сразу поженились.
Зачем они вообще оформляют свои отношения? Те, какие не считали нужным ставить государство в известность, такие свободные и независимые? Живут себе вместе и пусть дальше живут. Тем Не Менее и они сами, и окружающие понимают, что это как бы понарошку, несерьёзно, а со временем хочется стабильности, определённости.
А ещё, знаете, чего хочется? Белого подвенечного платья, фаты, кортежа свадебного, громкого застолья, всего того, что свадьбе сопутствует. Не поверите, тем не менее три мои знакомые барышни, у каждой из которых был опыт гражданского брака, на вопрос, зачем понадобилась официальная регистрация, ответили честно: хотела белого свадебного платья. А мама одной из новобрачных добавила: ведь каждой девушке хочется побыть принцессой.
Что-то опять не складывается с терминами. Допустим, каждой девушке хочется побыть принцессой хотя бы в день своего бракосочетания. Тем Не Менее какая же она девушка после нескольких лет брака, как его ни называй хоть гражданским, хоть «пробным». И фата символ невинности и целомудрия как-то не очень уместна на её умудрённой опытом супружества головке. Нет? Ну ладно, не будем моралистами и ханжами, желает белое платье пусть наденет. Попробовала быть королевой, желает побыть и принцессой. Немного задом наперёд, ну что поделать.
Тем более что кажется ей, будто отношения уже сложились и надо их только зафиксировать. Нажать на клавишу «сохранить».
А может быть, что-то не так начало складываться в этом самом «пробном», и печать в паспорте призвана устранить данные шероховатости? Печать появилась, а шероховатости не устранились. А вы как хотели? Вы ж понарошку собирались и при первых признаках несоответствия могли бы разбежаться. Так предполагалось. И вы хотите теперь, чтоб печать что-то исправила в том, что с самого начала было неправильно, игрушечно.
Одна из новобрачных жалуется: вот расписались, а стало как-то так, совсем скучно. Никакой романтики. Он мне и цветы не дарит, и вообще. Может быть, нам пожить отдельно?
Ну правильно, если уж мотать плёнку назад, то до самого конца, вернее, до начала. Пожить отдельно, дать проявиться отношениям, пройти конфетно-букетный промежуток времени, узнать друг друга. Делать это необязательно, кувыркаясь в супружеской постели. Наоборот, без страсти даже лучше. Бесстрастно удастся. Потом пожениться, невеста будет принцессой в белом платье и фате, пойдут они под венец из разных мест проживания, а вернутся в одно, общее. И начнут жить-поживать и добра наживать. И пройдут ко времени, когда «пробники» только в загс собираются, тернии и сложности, переживут первые кризисы. Вот как-то так.
Как относится церковь к подобным «пробным» отношениям, предсказать нетрудно. Священники считают, что в пробном браке партнёры не узнают друг друга, а ещё больше всё запутывают. Блуд недаром имеет один корень со словами блуждать, заблуждаться. Блудное сожительство вводит людей в большое заблуждение.
Добрачный промежуток времени даётся, чтобы жених и невеста прошли школу отношений, без примеси страсти, буйства гормонов и вседозволенности. Всё это очень сильно мешает объективно оценить человека, увидеть в нём не сексуальный объект, а личность, друга, будущего супруга. Мозг, чувства затуманены дурманом страсти.
И когда люди после «пробного брака» создают семью, очень часто они понимают: всё, что их связывало, было не любовью, а сильнейшим сексуальным влечением, которое, как известно, очень быстро проходит. Вот и получается, что в одной семье оказались совершенно чужие люди. Жениху и невесте промежуток времени ухаживания даётся именно для того, чтобы они научились воздержанию, получше разглядели друг друга не как половые партнёры, не деля совместный быт, жилплощадь и постель, а с совершенно другой, чистой, дружеской, человеческой, если хотите, романтической стороны.
Известный психолог Андрей Курпатов назвал гражданский брак билетом с открытой датой. «Партнёры всегда знают, что билетик у них есть, поэтому, если что не так, в любой момент махнул, и будь здоров, счастливо оставаться. С таким подходом нет мотива вкладываться в отношения по полной программе ведь это всё равно, что ремонтировать съёмную квартиру».
К чему приходят «пробные» пары, вернее, от чего они бегут? Наверное, от ответственности. Инфантилизм лежит в основе их временных сооружений. Они не готовы нести ответственность ни за себя, ни за супруга, ни за свою семью. Поэтому так удобен временный союз. Это погоня за комфортом в отношениях без претензий на вечные, «в горе и в радости, в богатстве и бедности».
Важно, как пара представляет себя обществу. В первую очередь родительским семьям. Образуется новая семья, и очень важно построить отношения с родительской семьёй. Это сложная и тонкая работа: сохранить почитание и любовь родителей, при этом быть автономными от них и быть вдвоём единым целым. Эта задача на практике невыполнима, если отношения никак не оформлены.
А вот если оформлены, появляются и новые трудности. Жили себе, не тужили, мама гражданского супруга появлялась изредка, особо не напрягала. Считала, что это не брак у сына, а так лишь бы время провести. А поженились и понеслось. Свекровь это даже не тёща, про которую анекдоты придумывают. Бедный дедушка Фрейд нервно курит в сторонке, даже не пытаясь пристойно объяснить материнскую любовь к дорогому сыночку. От невестки только клочки по закоулочкам. Держись, а ты как хотела? Это тебе испытание твоей любви. Родишь своего сыночка, всё сама поймёшь, а пока терпи. Или выстраивай новые отношения, ты теперь жена законная, и права у тебя соответствующие.
Так что, оформлять или «пробовать»? Специалисты по семейным проблемам считают, что брак всё-таки крепче, когда он оформлен и какие-то обязательства проговорены вслух. Внятность лучше неопределённости, потому что недоговорённость, любая «мутность» оттягивают на себя очень много внимания, вызывают тревогу. Данную энергию можно было бы потратить на то, чтобы стать ближе, а не тратить данные силы на волнения относительно завтрашнего дня. Если у людей после длительного узнавания друг друга заблокировано желание оформить отношения, это говорит о каких-то внутренних препятствиях. Вопрос не столько в том, зачем вступать в брак, сколько в том, есть ли причины не вступать в брак.
Люди не учатся строить отношения в гражданском браке, потому что заведомо не обязаны оставаться вместе, ставится лишь задача получения удовольствия от общения друг с другом. В зарегистрированном браке главная задача оставаться вместе, лучше узнавать друг друга и в конечном счёте строить своё мини-государство с детьми и вместе переходить в вечность. То есть в браке ставятся более фундаментальные и долгосрочные цели. Получается, что у гражданского и настоящего брака разные цели.
Парадокс заключается в том, что «понарошку» быть замужем или женатым нельзя, как невозможно получить навык прыжка с парашютом по книге. «Попробовать брак» вне брака нельзя.
Ну а пробовать или сразу уж прыгать, решать самим вступающим в новые отношения. Так хотелось на вопрос, зачем оформляете отношения, услышать что-то вроде «люблю, не могу без него жить, хочу, чтоб всё было по-взрослому, навсегда». А в ответ «платья белого, принцессой хоть на день». Ну прямо, как дети. Дети и есть.
Из истории вопроса
Формы установления брачного союза были разными. В Римской империи молодожёны подписывали в присутствии свидетелей брачный документ, регламентирующий права и обязанности супругов. Первые христиане, прежде чем получить благословение церкви на свой супружеский союз, должны были обручиться, обменяться кольцами и оформить свой брак по закону. Обручение было актом государственным. У других народов (например, у древних иудеев) также были брачные документы, или брак заключался в присутствии свидетелей, что в древности было порой покрепче бумаг. Тем Не Менее так или иначе супруги не просто договаривались, что будут жить вместе, а свидетельствовали о своём решении перед Богом, перед всем обществом и друг перед другом. И сейчас, регистрируя брак, мы берём государство в свидетели. Государство у нас является светским, регистрация брака отделена от таинства венчания, и перед венчанием супруги должны расписаться в загсе.
В Российской Империи до революции вступить в брак можно было, только обвенчавшись или совершив другой религиозный обряд, согласно исповеданию супругов. Людей разных вероисповеданий не венчали. Венчание имело и юридическую силу.
Дети, рождённые вне брака, считались незаконнорождёнными. Они не могли носить фамилию отца, наследовать сословные привилегии и имущество родителей. Расписаться без венчания и обвенчаться без росписи было просто невозможно по закону.
Наталья АСТАХОВА.
По материалам информационного агентства Крымская правда