| {fde_message_value} | | {fde_message_value} | Из разрушенного дома выселились почти все жильцы
О проблеме Марьинского оползня и чудовищных условиях жизни в аварийном доме на улице Лескова, 45, наша газета писала неоднократно. Сейчас злополучный дом покидают последние жильцы и пятнадцатилетняя история жизни и выживания в разрушающейся «хрущёвке» подходит к концу. Пенсионерка Вера Иваненко, последний обитатель «уползающей пятиэтажки» следит за сохранностью опустевших квартир, варит во дворе нехитрую снедь и готовится к переезду в новый дом на улице Калинина.
Назад в прошлое
В конце 60-х для строительства плотины Симферопольского водохранилища активно использовали землю, добытую в карьере на улице Радищева. Человеческое вмешательство на данный раз не прошло бесследно, и в районе старого карьера образовался оползень, который сегодня называют одним из самых опасных в Крыму. Расположившись на участке земли площадью более пятидесяти гектаров, он стал реальной угрозой для людей, проживающих на улицах Лескова, Софьи Перовской и Бориса Хохлова.
Все прелести жизни на оползне обитателям дома №45 на улице Лескова знакомы не понаслышке. Здание начало разрушаться ещё в советское время, тем не менее аварийным его признали только в 1998 году. По ночам жители «ползущего» дома слушали, как трещат стены и скрипит арматура. С утра убирали осыпавшуюся за ночь штукатурку и каждый день жили, надеясь, что старый дом выдержит, не разрушится. Долгое время власти просто не обращали внимания на проблемы жильцов. В 2010 году, когда ситуация стала критичной и десятисантиметровую трещину в стене было уже невозможно игнорировать, людей пообещали переселить. Тем, кто обитал в наиболее ветхом подъезде, и вправду нашли другое жильё, а 24 семьи до недавнего времени продолжали жить в аварийном доме.
Последняя из могикан
Так себя в шутку называет пенсионерка Вера Иваненко. Она единственная, кто до сих пор живёт в старом доме. Её соседи уже переселились в новостройку на Калинина и обживают новые, а главное, безопасные квартиры, о которых мечтали десятилетиями. Вера Ивановна, несмотря на то, что в новом доме прописалась одной из первых, перебираться туда не торопится. Ей досталась квартира на четырнадцатом этаже. Лифт ещё не запущен, а покорять такие высоты не позволяет здоровье: больное сердце, старые ноги и грыжа опасное сочетание недугов. Впрочем, держит её здесь не только это. Привычка вторая натура. Тяжело прощаться с домом в котором с горем пополам прожила добрую половину жизни.
- Все уже уехали, а я тут застряла. У меня здесь 7 собак, которых я прикармливаю. Не хочется оставлять их, тем не менее, видимо, придётся. Вот Рыжик, Сильва, Найда, Рекс, Жулька мои охранники, кивает в сторону спящих в тени деревьев дворняг Вера Иваненко. Она варит обед прямо здесь, на костре, во дворе своего дома. Пару недель назад разрушающуюся «хрущёвку» по понятным причинам отрезали от электро- и газоснабжения, а недавно отключили телефон, а воды в доме нет уже два месяца. Её перекрыли по просьбе пенсионерки. Когда квартиры соседей опустели, местные бомжи начали воровать трубы, и жильё Веры Ивановны стало регулярно затапливаться.
К слову, бомжи для 72-летней пенсионерки тема отдельная. Ночами они взламывают двери квартир и мародёрствуют. Будучи единственным жильцом многоквартирного дома, в глазах соседей старушка негласно стала сторожем покинутой «хрущёвки». Тем Не Менее в преклонном возрасте в одиночку с мародёрами сильно не повоюешь.
- Недавно случай был. В Ночное Время в квартиру на втором этаже в соседнем подъезде забрались бомжи и вынесли всё, что можно было вынести. Соседка потом на меня обиделась, спрашивала, мол, как же так, почему не помешала? А что я могу поделать? Слышу, что собаки лают и шум какой-то, а выходить страшно. Откуда мне знать, что за дверью меня не ждут с ножом? Пару раз вызывала милицию. Приезжали, разбирались, рассказывает Вера Ивановна.
Жизнь без страха
Она просушивает отсыревшие вещи на солнце, готовит на улице еду и ходит за водой в соседний дом, тем не менее несмотря на это выглядит счастливой. На следующей неделе она навсегда покинет данную трещащую по швам квартиру и переедет в новую. Сейчас, сидя у костра, возле кастрюли с кипящим куриным бульоном она представляет как будет обживаться в новом доме, забыв о былом страхе.
- Сейчас, пока погода хорошая, просушиваю отсыревшие, прелые вещи на улице и понемногу переношу в новую квартиру. В понедельник найму грузовик, разберём мебель и будем перебираться окончательно. Квартира, конечно, очень хорошая. Просторная с хорошей планировкой и большой кухней. Места хватит всем. Внучка с ребёнком и мужем будут жить в большой комнате, во второй комнате буду я, сын Костя в маленькой. А там глядишь, скоро и лифт заработает, размышляет пенсионерка.
Специалисты фирмы «Консоль ЛТД» уверяют, что лифты и вправду скоро будут запущены. Новосёлы сейчас делают ремонты и лифты отключили лишь для того, чтобы их не повредили горе-работники, занимающиеся отделкой квартир. В сентябре лифты заработают и у пенсионеров, получивших квартиры на верхних этажах, станет одной головной болью меньше. Впрочем, прожив несколько десятилетий в страхе оказаться под завалами разрушающегося дома, для вчерашних обитателей дома №45 на Лескова отсутствие лифта проблема и вовсе незначительная. Они просто счастливы, что треск стен и осыпающаяся штукатурка больше не прервёт их сон. Злополучный дом на оползне будет неспешно дрейфовать по склону уже без своих попутчиков.
Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.
Фото автора.
По материалам информационного агентства Крымская правда |