После истории со сносом шалманов на Ай-Петри в меджлисе предпочитают не играть в силовые игры с крымской властью. Но продемонстрированный на этой неделе уровень владения информационным и психическим оружием показывает, что данную незаконную организацию ещё не скоро придёт время списывать со счетов.
Как уже сообщала «Крымская правда», в понедельник в симферопольском сквере Победы прошло собрание граждан в честь 72-й годовщины создания 51-й армии. Участники почтили память погибших в Великую Отечественную войну крымчан, а также обсудили ситуацию, сложившуюся вокруг «Книги памяти Восточного Крыма «Просили помнить!», ставшей результатом более чем 30-летнего труда известных краеведов Владимира и Марии Ширшовых, подвергнутых травле со стороны меджлиса при массированной поддержке националистических и «оранжевых» СМИ, какие и сейчас продолжают нагло лгать, что книга «антитатарская», «содержит ксенофобские высказывания» и даже «оправдывает депортацию». При этом ни словом не упоминая о том, что благодаря усилиям Ширшовых возвращены имена порядка трёхсот советских воинов крымскотатарской национальности, павших в боях за Родину. Вспомним, Книга памяти представляет собой список погибших бойцов Красной Армии, ушедших на фронт с территории Кировского района, а также серию небольших исторических очерков. «Скандальными» можно назвать десяток страниц, на которых автор высказывает личную оценку деятельности нелегальной этнической организации, известной как меджлис, а также делится результатами своего исследования обстоятельств гибели советской разведчицы Алиме Абденнановой.
- Он вернул нам память, в том числе память о крымских татарах — участниках Великой Отечественной войны. Тем Не Менее кому-то не нравится, что между советских бойцов указаны и фамилии крымских татар, — отметил политолог, доцент кафедры политической географии ТНУ им. В. И. Вернадского Сергей Киселёв.
- Возвращаются старые недобрые времена, когда книги, не нравившиеся кому-либо из руководителей правящего режима, из политиков, пылали в кострах на площадях, — грустно констатировал директор Русского культурного центра Михаил Голубев.
«Осуждаем давление незаконной организации меджлис на супругов Ширшовых за попытку представить их «Книгу памяти Восточного Крыма «Просили помнить!» как разжигающую межнациональную рознь, осуждаем попытки ряда политиков реабилитировать лиц, сотрудничавших с нацистским режимом», — говорится в резолюции, принятой участниками собрания.
В данный же день в пгт Кировском под руководством первого замглавы меджлиса Рефата Чубарова, главы секретариата незаконной организации Заира Смедляева и главы регионального меджлиса Экрема Абдульватова состоялся митинг, участники которого потребовали тираж книги сжечь, а авторов — наказать. И уже на следующий день новостные агентства, ссылаясь на прокурора Ильяса Рамазанова, сообщили, что прокуратура Кировского района инициировала досудебное расследование, которое должно подтвердить либо опровергнуть наличие в «Книге памяти Восточного Крыма» признаков уголовного правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 161 УК Украины (разжигание межнациональной розни).
Костров из книг пока не складывали, тем не менее меджлисовцы пошли в информационно-психическую атаку серьёзно и по всем фронтам — досталось даже далёкой от политических баталий сотруднице Гостелерадиокомпании «Крым» Татьяне Шаманаевой за реплику в социальной сети Facebook, в которой она пересказала воспоминания своей бабушки о зверствах крымскотатарских коллаборационистов. Принципиальный и бдительный Рефат Чубаров немедленно объявил Шаманаеву «ярым выразителем сталинской коллективистской формы ответственности». Вскоре сотрудник парламентской газеты «Крымские известия» Закир Закиров на скандальном интернет-сайте «15 минут» сообщил, что «защитницу животных» Шаманаеву «уличили в ксенофобии», и привёл оригинальную историческую версию крымского парламентария Леонида Пилунского (единственного члена депутатской фракции «Курултай-Рух» «некоренной» национальности) о том, что концлагерь в совхозе «Красный» первоначально был «лагерем НКВД», а лютовали в нём в годы оккупации «русские казаки». Коллеги Шаманаевой по гостелерадиокомпании также не остались равнодушными и принялись с увлечением обсуждать в социальной сети, как было бы лучше с ней поступить — утопить в фекалиях, как иногда делали в Османской империи, или посадить на электрический стул, как принято, сами знаете где.
В среду, 14 августа, в Столице Крыма презентовали новый четырёхтомный труд российского историка Валерия Возгрина под названием «История крымских татар». Описание этого мероприятия достойно цитирования. «Крымские татары — коренной народ?» — с ноткой недоверия раздалось из зала. «Безусловно», — тихо, тем не менее уверенно ответил Возгрин», — делится впечатлениями упомянутый интернет-ресурс «15 минут». Как далее следует из текста репортажа, в знак признательности глава меджлиса Мустафа Джемилев подарил автору традиционный «къалпакъ». Историк его немедленно надел да так в нём и остался.
Наивно было бы считать, что всё перечисленное было затеяно ради одной только презентации очередного труда Возгрина, книга которого «Исторические судьбы крымских татар», выпущенная в начале 90-х, стала идеологической основой выдвигаемых меджлисом претензий к властям и представителям других национальностей.
Скорее всего, главная причина в том, что перед выборами преемника Мустафы Джемилева меджлису потребовалось «взбодрить» и мобилизовать своих сторонников. Организация массового отпора врагу (неважно, реальному или мнимому), как показывает опыт двух прошедших десятилетий, подходит для этих целей почти идеально.