Симферопольская мастерица выжигает на дереве портреты знаменитостей, пейзажи и животных
Скромная двухкомнатная квартира в отдалённом от центра крымской столицы районе. Десятый этаж. Сразу за дверью открывается удивительный мир учительницы Натальи Золотарёвой. Главным увлечением её жизни стала пирография искусство росписи огнём. Им она увлеклась, когда училась на географическом факультете тогда ещё Симферопольского государственного, а сейчас Таврического национального университета.
«Мне нравится запах горящего дерева»
Кухня, прихожая и коридор украшены десятками, не побоимся этого слова, картин фигурными разделочными досками. На них крымские виды и животные, портреты актрисы Мэрилин Монро и певца Григория Лепса, космонавта Юрия Гагарина и актёра Михаила Боярского. Словно живые, они глядят на тебя тонкими линиями глаз и улыбаются воплощающимися в реальность губами. За сорок один год творчества Наталья Михайловна создала более пяти тысяч работ: одна часть хранится дома, другая подарена друзьям, третья продана на выставках.
- Художественного образования у меня нет, в детстве, как и все ребята, рисовала. Когда поступила в вуз, увидела приборы-пирографы и решила заняться выжиганием. В университете состоялась и моя первая выставка, которую посвятила своему шестидневному сыну Алексею, вспоминает шестидесятилетняя Наталья Михайловна. Я настолько увлеклась пирографией, что уже не представляю без неё жизни. Что меня в ней привлекло не знаю, есть в ней что-то необычное, к тому же мне нравится запах горящего дерева. Да и я женщина, мне хотелось украсить свою кухню. Поэтому выжигаю, в основном на разделочных досках, скалках, ложках, лопатках и солонках.
По её словам, труднее всего писать портреты и создавать на дереве копии известных картин. Однако от того внутри рождается больший интерес к работе. В ней используется лишь три цвета чёрный, коричневый и цвет доски. Краски и лак для покрытия мастер не применяет, потому как от них темнеет рисунок.
- Пирография самый древний вид искусства. Человек, не умевший разговаривать, должен был общаться и для передачи своих мыслей брал из костра уголёчек и рисовал им на стенах своей пещеры. Со временем он понял, что это можно использовать для украшения. В семнадцатом веке пираты между морскими походами разукрашивали деревянные столы в харчевнях нагретыми в огне кочерёжками. Они писали либо орнаменты, либо картины из своей жизни. В восемнадцатом и девятнадцатом веках барышни из высшего света занимались выжиганием для развлечения. Им подавали специально сделанные ручки с металлическими наконечниками, раскалёнными в камине. Ну а в XX веке появился электрический пирограф. Его изобрёл 15-летний английский мальчик в 1962 году.
На одну доску десятки часов работы
Для выжигания художница использует дубовые, берёзовые, грабовые, липовые доски. Однако в последнее время отдаёт предпочтение тяжёлому в работе буку, привозимому из Львовской области. Впрочем, использовать для такого творчества можно всё что угодно: раньше Наталья Золотарёва выжигала и на фанере, и на разбитых почтовых ящиках, и на разрушенных стендах.
- У каждого материала свои особенности. Дерево имеет неоднородную структуру это не ровный и гладкий лист бумаги. Попадается и твёрдая, и мягкая древесина. Кстати, у одного и того же дерева может быть разная по качеству доска. Материал я отбираю и визуально, предполагая, что на этой доске будет портрет или натюрморт, и на ощупь, и по запаху, поясняет мастер. Для выжигания у меня есть семь разных пирографов и к ним насадки остренькие, толстенькие, с узором. Свой первый аппарат «Умелец» я купила в магазине «Техника для молодёжи». Он тогда стоил от шести до десяти рублей. Сейчас цена прибора около ста пятидесяти гривен.
Процесс пирографии начинается с обработки доски, которую Наталья Михайловна шлифует наждачной бумагой, затем на поверхность карандашом наносит рисунок, после чего выжигает.
В день она работает от трёх до двенадцати часов, однако на её физическом состоянии это никак не сказывается.
- Я выжигаю и сидя, и лёжа, и просматривая фильмы, и отдыхая в санатории. При этом у меня хватает времени заниматься домом, хвалится Наталья Золотарёва. Вообще на одну доску я могу потратить от пятидесяти до ста двадцати часов всё зависит от сложности работы. Однако в ней не должно быть ошибок, ведь дерево не бумага: нельзя взять резинку и стереть, как карандаш. Если случилась оплошность, то она подтирается скальпелем и, увы, повреждается структура доски, получается совсем другой рисунок.
Твёрдая рука, острый глаз и усидчивость
Тяжёлой художница называет работу на бамбуке: это растение очень твёрдое, почти как железо, на один сантиметр выжигания тратятся часы. Самой большой и длительной картиной стал натюрморт на деревянном полотне размером один метр на девяносто сантиметров её у Натальи Золотарёвой купили на аукционе.
- Я продаю преимущественно на выставках или благотворительных ярмарках. Цена зависит от потраченных усилий. К примеру, за границей работы уходили от ста долларов за штуку.
У нас уходят намного дешевле по двести или триста гривен за работу. Большим спросом пользуются натюрморты, рисунки кораблей, крымские пейзажи, животные. Идеи для них беру или в прессе, собирая газетные и журнальные вырезки, или сама придумываю будущую картину, говорит Наталья Михайловна.
Она считает, что основными качествами для пирографа должны быть твёрдая рука, которая не дёрнется в самый неподходящий момент, острый глаз, который различит мелкие детали, терпение, усидчивость и внимательность. Иногда во время выжигания приходится задерживать дыхание, как делают снайперы перед выстрелом, для прорисовки тонких линий.
- По моему мнению, пирография для детей один из лучших способов развития, позволяющий им отвлечься от многочасового сидения за компьютерами и телевизорами. И не необходимо иметь особых талантов в рисовании, ведь изображение на доску можно перевести через копирку и потом его обвести пирографом, завершает нашу беседу Наталья Золотарёва.
Алексей ЛОХВИЦКИЙ.
По материалам информационного агентства Крымская правда