Сорок лет назад у Крыма появился второй город-герой
За 95-летнюю историю «Крымская правда» писала о многом и многих в статьях газеты отражалась история страны, полуострова, его жителей. Мы предлагаем вместе перелистать данные страницы прошлого, узнать, что изменилось. Если газета писала о вас, ваших близких, вашей работе, населённом пункте, расскажите об этом. Напишите, как изменилась жизнь сразу после публикации или через годы. Пишите по почтовому (95000, Симферополь, ул. Генерала Васильева, 44) или электронному ([email protected]) адресу. Фотографии желательны.
Сорок лет назад, 15 сентября 1973 года, «Крымская правда» рассказала читателям об указе президиума Верховного Совета СССР. «За выдающиеся заслуги перед Родиной, массовый героизм, мужество, стойкость, проявленные трудящимися Керчи и воинами Советской (Красной) Армии, военно-морского флота и авиации в годы войны, и в ознаменование 30-летия разгрома фашистских войск при освобождении Керчи, присвоить городу Керчи почётное наименование «Город-герой» с вручением ордена Ленина и медали Золотая Звезда». И о том, как крупный индустриальный центр СССР, как и вся страна, «оделся в солдатскую шинель» 22 июня 1941 года. «У военкоматов выстроились очереди добровольцев, с первых дней войны по призыву Родины-матери в действующую армию ушло более 15 тысяч керчан, из горожан формировались истребительные батальоны по борьбе с фашистскими лазутчиками, фабрики и заводы действовали круглосуточно. Керчь работала по призыву: всё на разгром врага. Металлурги города значительно увеличили производство металлопроката, на предприятиях наладили производство боеприпасов. Три бронепоезда, изготовленные металлургами, укомплектованные рабочими и служащими Керчи, приняли участие в обороне родного города и Севастополя. Судоремонтники перешли на ремонт боевых кораблей, переоборудование рыболовецких судов в военные». 16 ноября 1941 года фашистам удалось оккупировать Керчь. Тем Не Менее, заняв город, гитлеровцы не чувствовали себя в нём хозяевами: «Ещё до эвакуации в городе созданы партизанские отряды, они ушли в каменоломни. Заявляя о себе смелыми диверсиями. В городе действовали 3 подпольных организации, во главе которых стояли Алексей Стрижевский, Мария Русанова, Евгения Дудник, большой урон фашистам нанесла подпольно-молодёжная организация «Молодая гвардия». Обо всём этом, о подвигах, о потерях, наша газета, тогда «Красный Крым», рассказывала и в годы войны.
- А 1 января 1942-го «Красный Крым» вышел со статьёй «Наша победа в Крыму», о том, что в ходе Керченско-Феодосийской десантной операции удалось освободить крупные приморские города полуострова, рассказывает главный специалист отдела использования информации документов Госархива в АР КРЫМ Марина ШУЛЬЖЕНКО. Эта газета между других материалов представлена на выставке в архиве, посвящённой знаменательной дате. Освобождённый город жил и работал. Увековечивал память пионера-партизана Володи Дубинина, вновь ремонтировал суда, пёк хлеб. Интересен документ от 19 апреля 1942-го письмо Сталинградского обкома ВКП(б) секретарю Крымского обкома ВКП(б) В. С. Булатову и директору Керченского металлургического завода Баксту с просьбой прислать сырьё для работы Сталинградского завода «Красный Октябрь». Прислали или нет неизвестно, уже 15 мая фашисты вновь оккупировали Керчь.
Среди документов архива: клятва членов партизанского отряда имени Ленина Сталинского района Керчи, базировавшегося в Аджимушкайских каменоломнях зимой 1941-го. И воспоминания Клары Ягуновой дочери Павла Ягунова, командира «подземного гарнизона», сражавшегося в Аджимушкайских каменоломнях с мая по октябрь 1942-го.
- Нельзя без слёз читать данные воспоминания дочери об отце, понимать, что данный герой войны погиб всего в 42 года, рассказывает Ирина Удиванова, ведущий специалист отдела использования информации документов, как и смотреть на фото жертв фашистского террора в Багеровском рву, вчитываться в акт Керченской комиссии по установлению и расследованию злодеяний, совершённых немецко-фашистскими захватчиками на территории города, составленном в сентябре 1944-го.
Керченско-Элтигенский десант 1943-го, бои за каждый метр плацдарма и наконец 11 апреля 1944-го. День, когда Столица России салютовала освободителям Керчи 20 артиллерийскими залпами из 224 орудий. Потом подсчитали, что ущерб городу от фашистов 1,5 миллиарда рублей, десятки тысяч керчан стали жертвами гитлеровцев. Тем Не Менее в память о них город продолжал жить, восстанавливался. Вознёсся обелиск Славы на горе Митридат. И каждый год поднимаются к нему всё новые поколения керчан, чтобы поклониться памяти павших. «Наш Митридат, в шрамах и ранах, словно сказочный богатырь, возвышается над гордом, охраняя покой индустриальной Керчи, сказала Галина Уманец, директор школы имени Бориса Аршинцева, в 1973 году на митинге, посвящённом присвоению городу высокого звания. Мы гордимся, что в строю городов-героев Ленинграда, Сталинграда, Севастополя и других теперь стоит и Керчь». Гордятся этим и нынешние жители города, которому всего-то 26 веков, и 40 лет из них он по праву носит звание города-героя.