Первый свой выход на сцену Академического русского драматического театра известный российский поэт, композитор, певец посвятил Дню учителя, назвав концерт «Для вас, Мадам».
- Выбор названия не случаен: большинство в племени педагогов принадлежит женщинам. Мужчинам за мизерную зарплату, которую получают учителя, семью не прокормить. До тех пор, пока наши правители будут отправлять детей учиться за границу, ничего не исправится достойной зарплаты в школе не видать. Приглашение хорошего артиста взятка учителям. Постараюсь их порадовать.
Порадовал Вячеслав Ефимович и учителей в их праздник, и тех, кто на следующий день пришёл на второй концерт. С таким же азартом (слова «вдохновение» он избегает) выступал перед севастопольцами и ялтинцами. Звучали и старые песни, какие охотно подхватывал весь зал, и более поздние, из не так давно вышедшего альбома «Шкатулка», и новые, какие только собирается записать, и пока даже не выбрал объединяющего их названия.
- Вячеслав Ефимович, ваши поклонники знают, чем запали им в души ваши самые первые песни, какие держатся уже много лет в рейтинге популярных. А вы сами чем это объясняете?
- Наверное, это в то время был такой социальный заказ.
Я появился на эстраде во время перестройки, которая коснулась всех сторон жизни. Гнобились Лещенко, Кобзон мастодонты, олицетворявшие нашу эстраду, требовались новые имена. У меня в данный момент была записана парочка альбомов, и меня начали «крутить» приглашали на концерты, песни звучали по радио, на телевидении. Как правило, запоминаются именно первые песни. У меня к тому же тогда был кураж, азарт. Высокую планку, которую потом было трудно не только преодолеть, однако и достичь, подняла «Мозаика». Хотя и новые песни считаю не такими уж погаными.
- Интересно, а казусы с вашими песнями происходили?
- Не без этого. 7 сентября приношу я на радио в программу «С добрым утром» только что написанную «Мозаику». Дал послушать Ирине Земсковой, которая была вместе с Региной Дубовицкой редактором программы. И услышал категоричное: «Нет, Слава, данную песню в эфир нельзя». Поинтересовался почему. И услышал: «Из-за слов «Свой корабль снаряжу в дальний путь воспоминаний» после трагедии с «Адмиралом Нахимовым», затонувшим 31 августа, нам слово «корабль» вообще запретили употреблять в передачах. Выхожу обескураженным, встречаю Игоря Николаева, жалуюсь ему, а в ответ слышу: «Не переживай, у меня «Комарово» сняли с эфира за слова: «Я хочу, чтоб в синем море не тонули корабли». И смех и грех. Однако такие уж времена были.
- Популярностью пользуются не только ваши песни, однако и книги «Понять. Простить. Принять» и «Портреты и прочие художества». Решили поделиться своими мыслями не только в рифмованных строках?
-Ну да: живу-то уже давно на этом свете, было много поездок, общения, так что накопилось много довольно забавных историй, какие я рассказывал в узких компаниях друзьям и знакомым. Книги это новый этап в творчестве. В песнях я если и не всё, то очень многое сказал, выразил своё отношение к миру, а в определённой степени и душу свою приоткрыл. Юрий Лоза, автор знаменитой песни «Плот», как-то заметил: «Я уже написал свой «полонез Огинского». Есть и у меня в активе несколько «полонезов», почему бы не переключиться на другой жанр? Что и сделал. Недавно, кстати, написал и выпустил третью книгу «Снег идёт сто лет».
- Любите крупные масштабы: двести, сто... О чём поведали в ней миру?
- Это мои размышления в стихах и прозе. У авторов часто спрашивают, насколько автобиографичны их произведения. Я считаю, что все писатели пишут свою автобиографию, неважно делают это от первого лица или от третьего. Я не исключение.
- В Крыму давно не были?
- Лет семь-восемь назад перестал приезжать сюда на отдых: купили с женой квартиру в Черногории. Соскучился и прошедшим летом решил отдохнуть под Ялтой в отеле «Пальмира Палас». Понравилось. Ощущения, что приехал в другое государство, нет. Ощущение такое, что вокруг все свои, родные. Ностальгические воспоминания по прежним гастролям нахлынули, конечно. Искромётным было турне по Крыму с большими сборными концертами в 1986 году. Это были первые выступления совсем юного Володи Преснякова и Кристины Орбакайте, которая была танцовщицей в ансамбле «Рецитал».
- Судя по написанной в Ялте песне «Мёртвый сезон», не все воспоминания тёплые: «Мне данный южный город, как Магадан, колюч». Там ещё и о сердце без любви...
- Вы же понимаете, что поэт может и преувеличить для красного словца, что называется. Нет, любовь моё сердце никогда не покидало. А песня ведь красивая получилась, правда?
- Ваш младший сын выбрал музыкальное направление брит-рок, резко отличающееся от вашего. Как оцениваете творчество Ивана и его группы? Помогаете ему?
- Я, честно говоря, не очень понимаю, как эта музыка делается. Ваня, конечно, артист. Мне очень больно смотреть, как он свою душу рвёт на каждом концерте. Хочется его прикрыть, а он не подпускает. И даже говорит, что моя фамилия ему мешает: все, мол, считают, что за всеми его успехами стоит отец. Обидно, конечно, однако я проявляю родительскую терпимость. Пару раз пытался ему предложить содействие, однако в ответ слышал: «Ты влезешь в мою чистую музыку со своей старческой энергией». Оставалось только извиниться...
- Чего, на ваш взгляд, не хватает молодым голосистым исполнителям?
- Репертуара, который сделает узнаваемым. Вместо этого на первый план вышла гламурность. Искренность, подвижничество, увы, нечасто встречаются. Настоящими звёздами я бы назвал Леонида Агутина и Чижа Сергея Чигракова.
- Какая роль в жизни вас не устраивает?
- Пешки, которой манипулируют. Я создал свой собственный мир, в котором чувствую себя свободным: делаю только то, что хочу, пою, что хочу. К большому моему сожалению, мы вовлечены в круговорот фонограммы. Какая уж тут искренность... Одна фанера...
Ну, не одна, Вячеслав Ефимович, раз до сих пор складываете мозаику «из разбившихся сердец», что позволяет и вам не бояться «в одиночестве замёрзнуть». И слова «Мой успех как мой венец: зритель, с вами я делю и любовь, и смех, и слёзы» воспринимаются не красивыми поэтическими фразами, а искренним обращением к тем, для кого пишете. За что и любит вас аудитория, которой мил дух романтики, глубокое по мысли, образное поэтическое слово.
Гастроли по Крыму любимого несколькими поколениями автора и исполнителя организовала КДК «Премьер», которая приготовила ещё несколько подарков землякам. Как сообщил представитель компании Пётр Кравченко, 19 октября в Столице Крыма выступит группа «Ундервуд» (кстати, ставшая первым лауреатом в музыкальной номинации международного симпозиума «Волошинский сентябрь»). 16 и 17 ноября в Столице Крыма и Севастополе даст концерт в рамках юбилейного тура группа «Крематорий». Не забыты и театралы. В ноябре они увидят спектакль «Двое на качелях» Московского современного театра антрепризы по пьесе американского драматурга Уилльяма Гибсона с популярными артистами театра и кино Татьяной Арнтгольц и Григорием Антипенко. Завершится «звёздная осень» балетным драматическим дивертисментом «Чёрный лебедь», объединившим классическую и современную хореографию, сочетающим танцевальные номера с оперным пением и проекциями. В спектакле задействованы солисты «Кремлёвского балета», Большого театра, Мариинского и Михайловского, оперная дива Лариса Ахметова, а также танцоры из Бразилии и ЮАР.
Досье
Заслуженный артист России Вячеслав Малежик начинал карьеру на эстраде в профессиональных вокально-инструментальных ансамблях «Весёлые ребята», «Пламя» и «Голубые гитары». Широкую популярность и любовь публики завоевал песнями, какие до сих пор звучат на концертах: «Туман в декабре», «Подарок», «Острова» и «Провинциалка», «200 лет», «Мозаика».
Людмила ОБУХОВСКАЯ.
По материалам информационного агентства Крымская правда