Под охрану государства будут взяты деревья-долгожители
Орех Юрия Никулина, кипарис Пушкина, платан Айседоры Дункан историю полуострова можно изучать не только по учебникам, тем не менее и по деревьям-долгожителям. Под их кронами влюблялись и творили великие писатели. Они вдохновляли, были свидетелями больших свершений и горьких поражений. До конца этого года благодаря стараниям активистов Крымской республиканской ассоциации «Экология и мир» и сотрудников Киевского эколого-культурного центра 46 уникальных древних деревьев полуострова получат заповедный статус.
Число на первый взгляд небольшое. Но успехи экологов кажутся более значимыми, если сравнивать их с достижениями прошлого. За весь XX век в Крыму было заповедано всего 3 реликтовых дерева. Сейчас количество охраняемых деревьев приближается к отметке 100. По словам экологов, вся эта работа была проделана за последние три года. В декабре 2011 года под охрану государства было взято 42 дерева, в этом году к их числу примкнуло ещё 12 растений-долгожителей. Уже к концу декабря заповедный статус получат ещё 46 уникальных деревьев. Большинство из них интересны не только как памятники природы, тем не менее и как объекты, связанные с именами знаменитых персон. Таким образом, в скором времени под охрану будет направлен 200-летний кипарис в Гурзуфе, который связывают с именем Пушкина.
Как заверяют экологи, за последние несколько лет дело сохранения деревьев-старожилов сдвинулось с мёртвой точки. Но этому процессу по-прежнему мешают бюрократические препоны и бумажная волокита.
Таким образом, по словам Владимира Борейко, директора Киевского эколого-культурного центра, сейчас наиболее проблемным районом Крыма является Севастополь.
- В Крыму растёт самое старое дерево на Украине, ему более 2000 лет, и это самый старый можжевельник в Европе. К сожалению, мы не можем его заповедать. Оно растёт на мысе Сарыч, на территории уже частного объекта. Проблема в том, что несмотря на то, что все документы уже готовы, севастопольские власти третий год продолжают сопротивляться и не желают выдавать на это дерево охранную грамоту, рассказывает Борейко.
Случай данный, увы, не единичный. По словам эколога, из-за несговорчивости Севастопольской горадминистрации за всё время в городе и районе ни одно дерево не получило заповедного статуса. И до тех пор, пока процедура его получения не будет упрощена, каждая победа будет даваться с трудом.