Чем громче преступление, тем больше шансов на то, что оно превратится в «сухарь» и не будет раскрыто. Именно такой вывод напрашивается у нас, глядя на то, как продвигается расследование резонансных убийств мэров крымских городов и посёлков, происшедших на полуострове за последние три года. Возрастающая статистика смертей руководителей местных Советов посеяла в обществе смутные мысли о возвращении лихих 90-х годов, когда криминал правил бал в Крыму. Однако силовые структуры после каждого громкого случая напрочь опровергают подобные мнения. Хотя доходчивых контраргументов ни милиция, ни прокуратура предоставить пока также не могут. Впрочем, как и успокоить общественность тем, что убийцы обязательно отправятся за решётку.
А и Б сидели на трубе
Пролить свет на волнующую многих крымчан тему взялся народный депутат Лев Миримский, который недавно направил депутатский запрос в Министерство внутренних дел Украины, в котором попросил главное милицейское ведомство страны сообщить, как же собственно идёт расследование этих дел. Ответ парламентарию пришёл за подписью министра внутренних дел Виталия Захарченко, где дана справочная информация по каждому нашумевшему происшествию. По информации главного милиционера страны, следствие уже установило личность человека, обоснованно подозреваемого в убийстве поселкового головы Симеиза Кирилла Костенко. Вспомним, мэр был расстрелян из автомата Калашникова на автопарковке прямо возле здания поссовета в феврале этого года (см. «Четыре пули за землю», 27.02.2013). Между тем в милиции утверждают, что не знают, где находится предполагаемый киллер, а посему досудебное расследование по делу Костенко остановлено.
- Во время досудебного расследования установлено лицо, которое совершило это преступление. Им оказался гражданин А, сухо сообщил министр МВД Украины.
- Досудебное расследование в уголовном производстве приостановлено на основании того, что подозреваемый скрывается от органов следствия и суда и его местонахождение неизвестно.
Аналогично остановлено и расследование убийства поселкового головы Новофёдоровки Олега Колодяжного, в которого утром 29 июня 2010 года киллер всадил 14 пуль из автомата. В качестве основной версии правоохранители тогда рассматривали нападение с целью ограбления. Двое неизвестных ударили мэра сзади по голове и забрали портфель с документами, при этом они не взяли дорогие часы и телефон, а расстрел, кстати говоря, был произведён двумя очередями из автомата. И вот, по словам Виталия Захарченко, органы установили, что за убийством Колодяжного стоит некий «гражданин Б», однако задержать его оперативникам до сих пор не удалось. По всей видимости, подозреваемый скрывается за пределами Украины и для возобновления расследования украинским правоохранителям нужна помощь коллег из других государств (каких не уточняется) для «выполнения процессуальных действий в рамках международного сотрудничества».
Отметим, что процесс обращений и получения материалов дела от силовых структур других стран сам по себе «долгоиграющий» и шансы на возобновление уголовного производства есть, если полиция страны, где скрывается предполагаемый киллер, всё-таки занялась его розыском. Однако только вот, ищут ли где-то за рубежом основного подозреваемого, в ответе министра МВД не уточняется.
Сам. Довели. Ещё ищут.
Более прозаичен финал истории со смертью поселкового головы Весёлого Игоря Юшко, который в феврале 2011 года поступил в Судакскую больницу с обширным огнестрельным ранением в области сердца. Милиция сразу выдвинула версию о самоубийстве и отказала в возбуждении уголовного дела. Супруга погибшего мэра Екатерина Юшко заявила, что её муж, отец троих детей, никогда не был слабаком, однако, что могло толкнуть его на такой шаг, жена не знает. Следствие же установило, что причиной гибели стал самострел. К тому делу милиция решила больше не возвращаться, и с решением не возбуждать уголовное дело ввиду «отсутствия состава преступления» согласилась и прокуратура.
Смерть головы посёлка Малый Маяк Леонида Малыка, который год назад, 25 ноября, неожиданно выпал из окна третьего этажа неврологического отделения больницы им. Семашко, сотрудники Киевского РОВД Симферополя расследуют по статье «Доведение до самоубийства». Подробностей дела в МВД Украины не сообщают, однако уверяют, что все необходимые процессуальные действия и судебные экспертизы по-прежнему проводятся.
И вновь-таки без каких-либо подробностей в милиции рапортуют, что продолжается следствие по делу убийства мэра Феодосии Александра Бартенева, который, как известно, был смертельно ранен из охотничьего обреза у подъезда своего дома 26 июля нынешнего года. Вокруг этого жестокого преступления по сей день ходит множество споров и предположений. Подробно о самом происшествии и версиях убийства наша газета уже писала (см. «Бартенев: расстрельная хроника», 30.07.2013), и к ранее изложенным данным можно лишь добавить то, что в день покушения Бартенев провёл сессию городского Совета, где большая часть вопросов касалась земельной сферы. Споры были горячими, Бартенев не скрывал своего недовольства некоторыми проектами решений и даже лично «зарубил» спорные пункты. Как бы то ни было, уголовное производство, ныне находящееся в производстве следственного управления ГУ МВД Украины в АР КРЫМ, открыто по статье «Умышленное убийство из корыстных побуждений». Это значит, что, по мнению милиции, причиной нападения на градоначальника стало прежде всего банальное ограбление, в результате которого из барсетки жертвы нападавший забрал большую сумму денег. А копают ли милицейские ищейки в направлении возможного земельного или финансового передела вопрос остаётся открытым. На этой неделе и. о. начальника городского управления милиции Феодосии Сергей Дяченко заявил, что из 11 совершённых в текущем году убийств в городе нераскрытым остаётся лишь убийство Бартенева. При этом Дяченко не стал ничего говорить о подозреваемых, если таковые имеются, однако поспешил заверить, что следствие по громкому делу ведётся непрерывно и правоохранители считают своим долгом раскрыть его. Впрочем, в том, что убийц найдут, ранее заверял общественность и первый замначальника крымской милиции Олег Кирилин.
- У меня нет никаких сомнений, что мы это убийство раскроем, заявлял Кирилин, не вдаваясь в подробности хода следствия.
Остаётся ждать и верить
В крымской милиции, кроме того, что изложил в своём ответе министр Захарченко, ничего добавить не могут. В ведомственной пресс-службе, куда мы обратились с тем же вопросом, почему громкие убийства мэров крымских городов и посёлков милицией до сих пор не раскрыты, сообщили:
- Нам пока нечего добавить к ответу министра. Почему милиция до сих пор не может найти подозреваемых? Вопрос риторический. В милиции не волшебники работают, и на то есть основания. Чтобы раскрыть преступление, предъявить обвинение, требуется иметь доказательства вины человека. Если лицо установлено, однако не найдено, дело будет в уголовном производстве до тех пор, пока его не найдут, сообщила нам начальник сектора связей с общественностью крымского главка МВД Ольга Кондрашова.
Между тем, чем дольше затягиваются расследования, тем стремительнее тает надежда на раскрытие громких убийств. Хотя, заметим, не у всех. Например, вдова убитого мэра Симеиза Олеся Костенко уверена, что милиционеры делают всё возможное и что рано или поздно преступник будет пойман и предан суду.
- Конечно, я не могу быть довольна ходом расследования, пока нет результата. Хотя, наверное, на всё есть объективные причины: если человек в бегах и может находиться за пределами Украины, вероятно, есть технические сложности. Меня заверили, что расследование будет продолжаться, и мне хочется верить, что милиция делает всё, что в их силах. Я общалась со всеми участниками следственной группы, они мне искренне сопереживают. Мне принесло бы большое облегчение, если бы я знала, из-за чего это (убийство. Авт.) произошло, и виновные были бы наказаны. При этом во мне нет желания мести, так как я понимаю: ничего уже не изменишь, и Кирилла никто не вернёт. Вместе с тем я возлагаю большие надежды на то, что с приходом нового начальника милиции Крыма Валерия Радченко ситуация изменится и расследование принесёт результаты.
Остаётся добавить, что ни родственникам погибших, ни прессе, ни общественности ничего другого не остаётся, как ждать результатов расследования и контролировать ситуацию. И коль милицейские чины в подобных случаях гордо заявляют о «деле чести», время покажет, насколько им удалось отстоять честь мундира и найти преступников.
Максим ГОЛОВАНЬ.
По материалам информационного агентства Крымская правда