Самый молодой российский импресарио в этом убеждён. Как и в том, что только вместе народы бывшего Советского Союза сумеют добиться больших результатов во всех областях, если в угоду политикам не будут отделяться друг от друга.
В Крым Руслан привёз балетный драматический дивертисмент «Чёрный лебедь», поставленный на тему любви и верности птиц неземной красоты. Он убеждён, что и у чёрного лебедя душа белая. В проекте участвуют темнокожие и светлокожие солисты ведущих театров Швейцарии, Бразилии, Аргентины, Испании.
- Идея проекта показать, что цвет оперения, кожи не имеет никакого значения, говорит режиссёр, художественный руководитель, продюсер необычного проекта Руслан Нуртдинов. Чёрный лебедь сущностью своей ничем не отличается от белого. Наш Чёрный лебедь не отрицательный персонаж, как во всем известном популярном «Лебедином озере». Он также нежно любит, страдает и отказывается от жизни, потеряв возлюбленную. Сам же никого не губит. Душа у него белая, чистая. Проект наш необычный: в нём соединены классическая и современная хореография, и даже неохореография, и бежаровский стиль, и стиль наших именитых танцовщиков Уильяма Педро и Лусианы Кроато. Мы не придерживаемся никаких рамок.
Впервые в мире партию Чёрного лебедя исполняет темнокожая балерина солистка Муниципального театра бразильского Рио-де-Жанейро, лауреат международных конкурсов Кристина Моники. В паре с ней танцует солист Швейцарского театра Мориса Бежара, ученик знаменитого мастера балетной сцены бразилец Уильям Педро.
- Существуют какие-то критерии, которыми руководствовались, создавая сложную технически и необычную по стилистике программу?
- Критерий у меня один: показать зрителю, что желал бы видеть сам, что желал бы исполнять сам. Я уже не танцую, тем не менее танец это моя жизнь. Признаюсь честно: не дотанцевал, не натанцевался. Люблю и классику, и фламенко, и современную хореографию, которую в наше время мало кто исполняет профессионально интересно и понятно всем. Задача нашего коллектива современной хореографией донести до зрителя смысл танца. Единственное, против чего мы настроены, хореография, которая не несёт никакого смысла, просто пластические движения. Аргентинка Лусиана Кроатто мастерски передаёт в современном танце реально пережитые ситуации. И зритель, даже не зная её, улавливает трагизм, надежду и возрождение.
- А что же это за ситуация?
- Лусиана была ведущей балериной театра «Колон» в Буэнос-Айресе самого известного и почитаемого театра Аргентины, национального балета Мадрида в Испании, много лет работала в театре Бежара в Швейцарии. На неё ставились спектакли, о ней снимались фильмы. Гастролировала только на престижных площадках всего мира. На пике своей популярности во время отпуска Лусиана поехала с родителями к морю на автомобиле. В дороге они попадают в страшную катастрофу. Больше всех пострадала Лусиана. Больше месяца она пролежала в коме, перенесла 18 операций. И нашла в себе силы не только жить, тем не менее и радовать нас с вами, зрителей, своим удивительным искусством. Её импровизацию «Воспоминание о прошлом» смотрят со слезами на глазах, настолько она трогает сердца, заставляет сопереживать.
- В дивертисменте звучит не только музыка, в драматическое действие органично вплетены стихи и ария Лебедя. Стихи выдающего русского поэта Серебряного века Константина Бальмонта. А кто написал арию, которую блестяще исполняет заслуженная артистка Белоруссии Лариса Ахметова?
- Текст это наше совместное с Ларисой творчество, а музыка Чайковского.
- Как сформировался ваш многонациональный коллектив?
- Артистов я подбираю сам. Латинская Америка меня покорила тем, что там танцуют все от рождения, независимо от возраста, пола, от форм тела. Возможности далеко не такие, как в России, нет финансирования, нет хороших балетных школ, залов. Тем Не Менее любовь к танцу у латиноамериканцев буквально в крови. Они любят танцевать. И что очень важно танцуют с душой, что присуще далеко не каждому, имеющему шикарные профессиональные дипломы. У латиноамериканцев же танец идёт именно от души, чему научить очень сложно. А для зрителя очень важно именно это. Когда я провожу кастинги, выстраивается огромная очередь желающих попасть в проект. Приходится делать очень жёсткий отбор, руководствуясь своим личным опытом и вкусом.
- В какой стране вам оказывали лучший приём?
- Публика везде и всегда принимает нас ровно на столько, насколько мы выкладываемся. Плохого зрителя не бывает. Бывают плохие артисты и программы. Это моё убеждение, подтверждённое опытом.
У нас везде концерты проходят с аншлагом, тем не менее приём крымской публики превзошёл все ожидания. Многие, вручая цветы артистам, признавались: вы нас покорили. А мы покорены чуткостью зрителей, поэтому, думаю, это наша первая, тем не менее не последняя встреча. Ваша публика проявила большую любовь к балету. А наша задача именно в том, чтобы привить любовь к этому виду искусства, к опере, классической музыке. Поэтому стараемся представлять интересные произведения, шедевры по-новому. Кроме Чайковского в нашей программе звучат произведения Глюка, Вивальди, Бизе, Моцарта, Пуччини, Пуни, Адана. Специально для украинского зрителя бразилец Диего де Куно исполняет гопак из балета «Тарас Бульба», и его долго не отпускают со сцены, а он с удовольствием танцует на «бис».
Уильям Педро выступал в Киеве с маэстро Бежаром. Ему очень нравится выступать и в России, и на Украине.
- Крымчане за один вечер увидели два проекта: «Чёрный лебедь» и «Виртуозы мирового балета». А что собираетесь предложить нам в следующую встречу?
- Будем думать. Возможно, программу «Афро-тенора», которую уже опробовали в России и приняли её на ура, что называется. Готовим новое танцевальное представление «Страсть и танец», в котором классическое фламенко переплетается с классическим балетом.
- Вы продюсируете проект «Русский классический балет» за рубежом. Где уже побывали?
- Организовал гастроли солистов Московских балетных театров во Франции и Испании, гала-концерты со звёздами русского балета в Гонконге и Йоханнесбурге. В ЮАР давал благотворительные мастер-классы для малоимущих детей.
- Русский балет не утратил популярности?
- Нисколько! Если за границей на афише написано «Russian ballet», аншлаг обеспечен. Наши танцоры воспитаны на русской классической школе балета самой авторитетной в мире. Уильям Педро начинал профессиональную учёбу в Бразилии, в школе, которая носит имя основавшей её в двадцатых годах прошлого века при Муниципальном театре Рио-де-Жанейро великой русской балерины Марии Оленевой. Затем он учился в Монте-Карло, в школе классического танца у Марики Безобразовой.
* * *
Руслан Нуртдинов: «У «Чёрного лебедя» славянская душа, которую выражают латиноамериканские исполнители. Славянские народы должны гордиться великой культурой, которую за рубежом воспринимают как русскую культуру».
Досье
Руководитель компании «R&A-production» Руслан Нуртдинов выпускник Башкирского хореографического училища имени Рудольфа Нуреева, Академии Русского балета им. Агриппины Вагановой (Санкт-Петербург) танцевал в балетных труппах Пермского государственного театра оперы и балета им. Чайковского и Санкт-Петербургского Михайловского театра. Исполнял ведущие партии в классических балетах.
Людмила ОБУХОВСКАЯ.
Фото с сайта Руслана Нуртдинова.
По материалам информационного агентства Крымская правда